Первый постталибский афганский полнометражный игровой фильм «Усама» сделан для того, чтобы посмотревшим его стало стыдно. Стыдно за свое благополучие, даже самое маленькое. За то, что вот вы хотя бы сидите в кинозале, в мягком кресле, окруженный долби-сюрраундом, а тем временем в далекой измученной войнами стране людям, и особенно женщинам, плохо. И чем дальше от этой страны вы находитесь и чем лучше живете, тем больнее должны быть уколы совести. Поэтому в Америке, например, картина имела грандиозный успех и получила год назад не только «Золотой глобус» как лучшая иностранная лента, но и на редкость дружную положительную прессу. Американцев можно понять.
Язык не повернется сказать об этом фильме гадость. Все в нем заслуживает если не восторга, то уж сочувствия непременно.
Снял «Усаму» афганский режиссер Сиддик Бармак, учившийся в 80-е годы во ВГИКе. Это его дебютная картина. Школа дает себя знать. Фильм задуман как жгущее сердца зрелище. Это простая и жестокая правда о бесчеловечном режиме «Талибана» (организация запрещена в России), превратившего страну в оплот международного терроризма и угнетавшего собственный народ. Как-то так, наверное, отозвалась бы на премьеру фильма, скажем, газета «Труд» лет -цать назад. Колин Пауэлл, бывший госсекретарь США, год назад выдал тоже по-своему очень показательный отзыв. Сказал что-то вроде: вот, мол, и еще один аргумент в пользу американской интервенции в Афганистане. Несчастная судьба отдельно взятой девочки – неплохой повод для войны. Жаль, что фильм вышел не накануне американского вторжения.
Сюжет «Усамы» напоминает истории, которые рассказывают попрошайки в поездах.
Все очень жизненно и невыносимо печально. Афганская девочка живет с мамой и бабушкой. Мужчин в доме нет. Папа погиб на войне. Женщинам грозит голодная смерть, поскольку никто из них не имеет права работать. Как известно, талибы, придя к власти, запретили женщинам трудиться вне дома. Работать будет мужчина, а ты, женщина, расти детей и даже нос на улицу без мужского сопровождения не высовывай. Талибы считали, что людям лучше всего жить по простым законам. А чем закон проще, тем он суровее и не знает нюансов и тонкостей. Как быть, например, вдовам, не очень понятно. Поэтому в первом эпизоде «Усамы» вдовы выходят на демонстрацию и требуют, чтобы им разрешили работать. Их поливают водой. Бородатые мужики с автоматами стреляют в воздух. Вдовы, закутанные в выцветшие голубые хламиды, с визгом суетятся на грязной улице. Картинка неприятная и очень убедительная, как из фильма-репортажа какого-нибудь героического тележурналиста.
Показав нам, как много в Афганистане умирающих от голода вдов, режиссер-репортер идет в конкретную семью и рассказывает ее грустную и абсолютно достоверную историю. Чтобы как-то прокормиться, бабушка предлагает выдать внучку за мальчика, постричь, одеть в мужскую одежду и отправить работать: «Мужчины и женщины одинаковы, — говорит мудрая бабушка. – Я прожила долгую жизнь и не увидела большой разницы. И те и другие много работают и много страдают».
Дальнейшее повествование доказывает, что бабушкин жизненный опыт стоит недорого, поскольку внучке не удастся долго выдавать себя за мальчика.
Собственно, она даже особо и не пытается, демонстрируя при каждом удобном случае свой слабый женский характер. В медресе хулиганы будут ее задирать и дразнить девчонкой. Она будет трусить и плакать. Забавно, что за весь фильм режиссер, защитник женщин ни разу не назовет свою героиню ее настоящим девичьим именем. Только Усамой. Так прозвал ее один знакомый парнишка-попрошайка. Прозвал, разумеется, в честь террориста номер один, что следует понимать как горькую иронию. Довольно быстро тайну Усамы раскроют, и судья отдаст девочку в жены гадкому похотливому старикашке, который в качестве свадебного подарка вручит ей материализовавшуюся метафору женской доли — огромный амбарный замок.
Разоблачение мужского шовинизма давно потеряло актуальность на Западе, но зато в Азии колоритного материала для этого более чем достаточно. Побороться есть за что. Помнится, в свое время советское кино немало пленки потратило на освобождение женщины Востока из-под гнета средневековых порядков. Тема ожила вновь удивительным и неожиданным образом. Опять же спасибо ВГИКу.
Из «Усамы» вы ничего нового об Афганистане не узнаете. На экране та страна, которую интересующийся международной обстановкой человек видел не раз и не два в теленовостях. Таким Афганистан представляют себе в Пентагоне и организациях американских феминисток. Это страна с желто-серыми пыльными городами, с полуразрушенными домами, людьми в лохмотьях, голодом, дикостью и жестокостью. Все показано просто, наглядно, но, как ни странно, без истерики.
Исключительное документальное правдоподобие и есть главное достоинство фильма.
Он снят подвижной репортажной камерой, но не в игривом европейском хоумвидеостиле, а в суровой манере иранского реализма. Не зря прислал в помощь Бармаку свою съемочную группу иранский классик Мосхен Махмальбаф, неравнодушный к афганским бедам. «Усама», кстати, и финансировался иранцами – деньги дал сам Махмальбаф, а также иранское министерство культуры. В фильме заняты не профессиональные актеры, а простые афганцы, найденные буквально на улице или в лагерях беженцев; использование неактеров — тоже, кстати, ход весьма популярный у иранских режиссеров.
Когда-то своим «Кандагаром», вышедшим в 2001 году еще до «11 сентября», Махмальбаф тоже пытался расшевелить международную общественность. Но общественность вместо этого восхищалась красотой кадра и глубокой восточной печалью, которую так поэтично показал великий режиссер. Зато «Усама» сработал без осечек. Благодаря ему, похоже, родился новый жанр иранского кино – афганская социальная драма. Это фильм-правда, документ эпохи, избавленный от художественных излишеств, сложенный крепко, как листовка на заборе. В нем факт красноречивее образа. Вам что, не жалко несчастную девочку? Такой штыковой атаки на зрителя уже давно никто не может себе позволить. Нет соответствующего мандата истории. У афганского режиссера Бармака такой мандат есть. Сходите и полюбуйтесь, если интересуетесь подобными документами.