В среду совет директоров «Газпрома» сделает третью попытку принять бюджет и инвестпрограмму.
Первая была предпринята в ноябре 2004 года, когда готовилась сделка по слиянию «Газпрома» и «Роснефти». Тогда чиновники утверждали, что слияние произойдет до конца 2004 года, но в подготовленных финансовых документах на 2005 год потребности «Роснефти» учтены не были.
«Пока не завершилось слияние, мы не можем учитывать «Роснефть» в бюджете»,
— пояснял тогда представитель «Газпрома».
В декабре «Роснефть» приобрела главный добывающий актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз», что смешало газовикам все карты: надо было срочно придумать способ присоединить резко укрупнившуюся нефтяную компанию к «Газпрому». Решили искать как заемные, так и собственные средства концерна, что и повлекло за собой перекраивание инвестпрограммы компании. Но на правительство этот вопрос так и не был вынесен.
В среду ситуация выглядит не менее запутанной – близкие к «Газпрому» чиновники утверждают, что «Юганскнефтегаз» будет выделен в отдельную госкомпанию, а сделка по слиянию «Газпрома» и «Роснефти», пусть с запозданием, в марте, но будет проведена по намеченному ранее плану.
В этом «Газпром» поспешил уверить и акционеров-миноритариев на встрече 20 января. Алекс Уильямс из «Восток Нафта», самого крупного миноритария «Газпрома» говорит: «Я не знаю, будут ли в документах, рассматриваемых советом директоров, учитываться слияние с «Роснефтью». Но сделка обязательно состоится. Схема будет такой, какой ее первоначально задумали –
100% акций «Роснефти» поменяют на определенное количество акций «Газпрома», а позднее присоединят «Юганск».
По всей видимости, изменились и подходы газпромовцев к составлению финансовых документов: от принципа «нет слияния — нет учета в бюджете» решено отказаться.
Как стало известно «Газете.Ru», один из вариантов бюджета уже учитывает финансовые нужды «Роснефти».
Аналитикам такой вариант не кажется странным. «Я исхожу из того, что «Роснефть» будет 100-процентной дочкой «Газпрома». Думаю, что они вернутся к такой схеме бюджета – без «Юганска», но с учетом капрасходов «Роснефти», — говорит Максим Мошков из Brunswick UBS.
Президент института энергетической политики Владимир Милов поясняет изменение в подходах так: «Роснефти» негде взять денег на покупку «Юганскнефтегаза» – за него надо платить $9 млрд, а вся годовая выручка «Роснефти» не превышает $2 млрд. По-видимому, они взяли взаймы и теперь ищут другой источник финансирования.
«Газпром» мог бы взять на себя часть обязательств «Роснефти» в связи со сделкой по присоединению «Роснефти» к «Газпрому». То есть «Роснефть», уходя в «Газпром», заберет с собой и обязательства перед банками, которые выдали ей кредит на покупку ЮНГ.
А гасить эти деньги придется из бюджета «Газпрома».
Однако делать вывод о том, что судьбоносное решение уже принято, пока рано. «На совете директоров никакие решающие вещи не пройдут. Все сроки переносятся. То, что будет принято на совете директоров, к финансированию реальных проектов имеет мало отношения», — говорит представитель банковского сообщества.
В «Газпроме» от комментариев отказываются.
Хотя бюджет-2005 газовой монополии будет сверстан с учетом роста цен на газ для российских потребителей на 23%, с большой долей вероятности можно сказать лишь, что бюджет будет дефицитным.
«Дефицит бюджета – это инструмент, с помощью которого «Газпром» лоббирует повышение цен на газ. Справедливая цена получается, когда все равно, где продавать газ – в Европе или дома. Пока цена на газ не станет справедливой, бюджет «Газпрома» будет оставаться дефицитным.
В Европе газ продается по $145 за тысячу куб. м, на регулируемом российском рынке — $31.
Разница и выливается в дефицит бюджета «Газпрома», — говорит Максим Мошков.
Правда, аналитик МДМ-банка Антон Затолокин уверен, что
покрыть этот дефицит, например, за счет новых заимствований, «Газпрому» будет легко.
Предполагается, что в следующем году концерн добудет 547 млрд куб. м газа — всего на 0,4% больше, чем в 2004 году. Общий объем инвестпрограммы, скорее всего, не изменится по сравнению с обнародованной в декабре цифрой в 262,6 млрд руб.
Традиционно большая часть ресурсов будет направлена на реализацию проектов по транспортировке газа. Среди них – строительство и реконструкция газотранспортных мощностей (северные районы Тюменской области – Торжок, Ямал — Европа, Заполярное — Уренгой).
Ямал правление «Газпрома» считает регионом стратегических интересов компании и основным объектом освоения месторождений на период до 2010 года. «Прирост добычи будет происходить за счет выхода на Ямал. По нашим оценкам, размер инвестиций составит примерно $3 млрд ежегодно. Общая стоимость проекта оценивается в $70 млрд, из которых более 60% должны быть инвестированы в первые десять лет освоения», — полагает Максим Мошков.
Владимир Милов сомневается, что инвестиции в регион будут серьезно увеличены уже в этом году: «На два главных месторождения Ямала – Бованенковское и Хасавейское — в ноябре выделялось 3,4 млрд, а в декабре там осталось 0,9 млрд руб. Инвестиции в таких объемах в структуре газпромовской инвестпрограммы – это очень мало».
Совету директоров предстоит также рассмотреть программу сокращения затрат монополии. Вадим Клейнер из Нermitage Capital Management, уже три года критикующий менеджмент «Газпрома» за необъяснимый рост затрат, говорит:
«Мы приветствует стремление директоров навести порядок с затратами компании. Мы предложили «Газпрому» создать комитет совета директоров — по аналогии с созданным в РАО «ЕЭС России». В нем должны присутствовать акционеры, в том числе миноритарные, и представители государства. Тогда они держали бы руку на пульсе всех расходов и внесли бы свою лепту в повышение эффективности компании. «Газпром» обещал рассмотреть нашу идею и взял тайм-аут».
На рынке не очень верят в искренность намерений «Газпрома». «Компания неэффективна в плане экономики. Капитализация ее в ближайшем будущем снизится», — уверен Максим Мошков.