Крайне важный для международного права приговор решил судьбу пятерых выходцев из Северной Африки: тунисцы Буяхия Махер и Али Бен Сасси Туми получили три года тюрьмы, а марокканец Мохаммед Даки – всего 22 месяца. Как передало агентство Reuters, дела еще двух подсудимых из Туниса – Дирисси Нуреддина и Камела Хамрауи – вообще были признаны не подпадающими под юрисдикцию этого суда и переданы в другой. Сторона обвинения рассчитывала на более жестокое наказание. Прокуроры требовали для африканцев по десять лет тюрьмы за терроризм, поскольку они вербовали смертников и просто боевиков для борьбы против американцев в Ираке. Но судья Клементина Форлео сняла с троих подсудимых это обвинение, а тюремные сроки они получили всего лишь за торговлю поддельными документами.
Но самое важное, как судья Форлео объяснила свое решение. «С исторической точки зрения активность таких ячеек связана с нападением Соединенных Штатов на Ирак», — говорилось в постановлении.
По мнению судьи, не было доказано, что тунисцы и марокканец были замешаны в чем-то, что бы выходило за рамки деятельности повстанцев. «Об этом свидетельствуют многочисленные перехваченные разговоры», — заявила она. Кроме того, по словам судьи, предсказуемым и неизбежным было то, что в Ираке начались столкновения, а из-за рубежа на помощь партизанам стали присылать деньги и комбатантов. Еще один раз организации боевиков в Ираке были упомянуты в постановлении как «полувоенные структуры», которые действуют так, как это обычно делают партизаны.
На фоне того, что обычно иракские боевики признаются террористами, это очень важное решение. В отличие от них комбатанты считаются полноправными субъектами международного права и попадают под защиту Женевских конвенций, то есть к ним в принципе нельзя применять нормы уголовного законодательства: например, судить за убийство и сажать потом в тюрьму «Абу-Граиб». Того же добивались правозащитники для пленных боевиков, сражавшихся в Афганистане на стороне талибов (организация запрещена в России) и попавших на базу Гуантанамо, однако американцы так и не согласились признать за ними статус военнопленных.
Показательно, что предполагаемых террористов оправдали именно в Италии, которая входит в американскую коалицию.
Официальные власти уже возмутились поведением судьи Форлео. «Это бесстыдное искажение событий, происшедших на глазах у всего мира», — заявил министр иностранных дел Джанфранко Фини. Такая реакция объяснима. Собственно, арест африканцев стал возможен благодаря тому, что после 11 сентября Италия, как и многие страны, ужесточила антитеррористические законы. «Сказать, что «все участники конфликта использовали оружие с высоким наступательным потенциалом», значит приравнять палачей к жертвам», — заключил министр.