В пятницу Генпрокуратура утвердила для шестерых офицеров МУРа и генерала МЧС обвинительное заключение. Как сообщил «Газете.Ru» адвокат главного подсудимого — генерала МЧС Владимира Ганеева, дело будет слушаться в Московском окружном военном суде. «Если бы Ганеев проходил по этому делу один, то мы бы настаивали на суде присяжных, но в данном случае будет более целесообразным рассмотрение дела судом в составе трех судей», — сообщил Борис Кузнецов.
Не исключено, что обвинение потребует рассмотрения дела в закрытом для прессы режиме. «Генпрокуратура в последнее время изощряется по поводу того, чтобы как можно больше ограничить доступ к процессам журналистов и обычных граждан», — считает адвокат. По его словам, для этого к делу подшивается секретная справка, после чего суд закрывает процесс. «Следователи могут составить секретную справку, например, о том, что Ганеев ходит в сортир три раза в день, поставят на нее гриф «секретно» и присоединят к делу», — говорит Борис Кузнецов. Как сообщил «Газете.Ru» адвокат, он отказался читать секретные документы в материалах дела, чтобы у суда не было оснований для закрытия процесса.
Начальник управления безопасности МЧС России генерал Владимир Ганеев обвиняется по семи статьям Уголовного кодекса, в том числе, в организации преступного сообщества – особо тяжкой статьи УК РФ.
Остальные шесть офицеров МУРа обвиняются в преступлениях, связанных с их профессиональной деятельностью. «Если Ганеев действительно был бы организатором сообщества, он должен был указывать милиционерам, кому, где и как подкладывать оружие и наркотики, а он вообще не знал, чем они занимались на своей работе», — заявил в оправдание генерала адвокат Кузнецов.
Кроме того, он сообщил, что помимо общего «дела оборотней» Ганееву предъявлены обвинения по двум отдельным эпизодам о вымогательстве. В первом случае против него подал жалобу некий знакомый коммерсант, которому генерал в свое время одолжил $700 тыс. под начало бизнеса и взял с него расписку. Как утверждает адвокат Кузнецов, после этого бизнесмен перевел деньги на зарубежный счет и стал скрываться от кредиторов. «Ганеев просто потребовал вернуть украденные у него деньги, а теперь его обвиняют в вымогательстве», — говорит адвокат. Второй эпизод связан с заместителем начальника службы безопасности «одной из научных организаций», который сообщил следователям, что несколько раз возил деньги генералу. «Однако коллеги этого сотрудника и директор организации опровергают эти показания против Ганеева», — говорит адвокат. Наконец, отдельно от всех остальных фигурантов дела генералу МЧС вменяют незаконный оборот драгоценностей – у него нашли пять алмазов стоимостью $200.
По остальным эпизодам Ганеев будет отвечать на суде вместе с другими обвиняемыми. Сейчас все задержанные отрицают свою причастность к инкриминируемым им преступлениям. Большинство обвиняемых отказались давать показания на следствии, ссылаясь на 51-ю статью Конституции РФ.
На скамье подсудимых кроме Ганеева окажутся двое других организаторов (по мнению следствия) преступной группы – полковник Евгений Тараторин, возглавлявший 2-ю оперативно-розыскную часть МУРа, а также его подчиненный – Юрий Самолкин, возглавлявший отдел по борьбе с незаконным оборотом оружия. Кроме них перед судом предстанут старший оперуполномоченный подполковник Николай Демин, экс-замначальника 7-го отдела МУРа полковник Игорь Островский, старший оперуполномоченный 5-го отдела Вадим Владимиров и капитан Александр Брещанов.
Широкомасштабная операция по задержанию сотрудников милиции и генерала МЧС прошла 23 июня в разных районах Москвы и Подмосковья и вызвала широкий общественный резонанс.
В ходе обысков в квартирах, офисах и в банке на улице Вавилова была изъята бухгалтерия «черной кассы», из которой следователям стало ясно «кто и сколько получал, от кого поступали деньги». Другой обыск, проведенный в одной из квартир дома 8 по улице Главмосстроя в Москве, привел к обнаружению склада винтовок с оптическими прицелами, помповых ружей и большого количества газовых пистолетов «Иж», часть из которых была переделана для стрельбы боевыми патронами. Начальник ГУСБ МВД Константин Ромодановский отметил, что такие пистолеты обычно используются преступниками для совершения заказных убийств. В гараже, расположенном на улице Красный Казанец, следователи наткнулись на склад оржия, в частности там были два пистолета Макарова, два нагана, два пистолета иностранного производства и граната. Кроме того, там нашли свыше 0,5 кг золотых ювелирных изделий, часы «Ролекс», столовые серебряные приборы, около $80 тыс. ($5 тыс. из которых оказались фальшивыми), а также большое количество служебной документации, в том числе и секретной. Среди изъятых документов было найдено подробное досье на главарей преступных группировок.
Дело «оборотней в погонах» стало началом широкомасштабной кампании МВД по поиску милиционеров-вымогателей. Вначале считалось, что столь громкое дело они начали для того, чтобы разрекламировать готовившегося к выборам в Госдуму тогдашнего главы МВД и партии «Единая Россия» Бориса Грызлова.
После разгрома МУРа ведомство было переформировано, а его начальник Виктор Трутнев отправлен в отставку. МВД обещало продолжения арестов других чиновников и милиционеров, замешанных в скандале с офицерами угрозыска, однако задержаний сотрудников МУРа больше не последовало. Правда, со временем у МВД обнаружилось множество других «оборотней» — в рядах криминальной милиции и ГИБДД. Расследования этих дел еще продолжаются.