Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Слишком много Павловичей

В Федеральных архивах открылась выставка, посвященная Павлу I: императору, масону и многодетному отцу, ограниченному удавкой.

Жил был мальчик, которого звали Паша. Ему не очень повезло в жизни.

Отец его умер рано, когда мальчику было только 8 лет. С мамой были проблемы, и вырос мальчишка практически сиротой при живой матери. Маме было вечно не до него, у нее хватало как личных проблем, так и общественных нагрузок. Она никак не могла устроить свою личную жизнь, но женщиной была суровой и властной — сына держала в ежовых рукавицах. Паша считался единственным ребенком в семье, однако на самом деле у него был сводный брат, родившейся вне брака и долгие годы даже не подозревавший не только о существовании брата, но даже о том, кто была его мать.

Личная жизнь самого Паши тоже не заладилась.

Первый брак оказался неудачным – Паша, настрадавшийся в детстве без ласки, безумно любил свою жену и мечтал о счастливой семье. Но его жена Наташа умерла через три года после свадьбы, причем скоро выяснилось, что Паше она наставляла рога, да еще и с лучшим другом. Наш герой женился еще раз, с Марией они жили вроде как нормально, по-людски, однако счастья так и не было.

Жена Пашу, похоже, любила, но не понимала. Вечно лезла со своими наставлениями, учила жизни, а его мечты считала дурью и блажью, что, впрочем, не мешало ей едва ли не ежегодно рожать ему детей. Впрочем, с детьми тоже сложилась песня неказистая. Властная свекровь, фыркнув, обвинила молодых в том, что ничего они в воспитании детей не понимают, а сын-дурак (она вообще была о Паше невысокого мнения) так точно внуков только испортит. Поэтому и забрала мальчиков себе, и родители Сашу и Костю практически не видели. Потом Маша долго рожала девочек, а Паша, глядя на неотвратимо увеличивающееся семейство, все больше впадал в тоску.

Он старел, мрачнел, от тоски начал даже погуливать от жены, но и на стороне счастья не сыскал. К тому же жена очень быстро об этом пронюхала, но, ко всеобщему изумлению, жена с любовницей не разодрались, а нашли общий язык и даже стали лучшими подругами.

Ну какая может быть страсть в таком романе?

Но, по слухам, Маша измены не забыла и не простила, в свою очередь загуляла, и вроде как даже младшие дети были не от мужа.

Закончилось все, увы, плохо. Паша ушел в мир иной, не дожив и до пятидесяти, всего лишь на пять лет пережив свою маменьку. А вот жена его прожила еще очень долго, похоронив не только мужа, но и пятерых из десяти их детей. А дети… У детей, как это всегда бывает, жизнь сложилась очень по-разному.

Такая вот житейская история не очень счастливой семьи. Впрочем, если покопаться, все было не столь тривиально, экзотики в этой истории тоже хватало, достаточно упомянуть, что отца Паши убили, и убили жестоко, причем навела убийц пашина мама. И сам Паша тоже повторил судьбу отца — его задушили, причем по слухам – не без участия старшего сына. Но даже это не повод, чтобы посвящать истории этой семьи отдельную выставку, на которую работали многие музеи и архивы страны.

Дело, естественно, в том, что полное имя нашего героя – Павел Петрович Романов, император Павел I, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II, отец императоров Александра I и Николая I.

А выставка, открывшаяся в Выставочном зале Федеральных архивов, называется «Павел I. Мир семьи».

Жизнь и смерть «русского Гамлета» в последнее время на слуху – снимаются фильмы (на открытие выставки пожаловал даже редкий в архивах гость – «бедный, бедный Павел» Виктор Сухоруков), пишутся книги, прошло даже несколько масштабных выставок. Наверное, поэтому к 250-летию Павла решили оставить в покое растиражированную политическую и государственную деятельность «императора-масона», а ограничиться рассказом об этой многодетной семье – Павле Петровиче и его жене Марии Федоровне, урожденной Софии-Доротее-Августе-Луизе, принцессе Вюртембергской, и о их десяти отпрысках: Александре, Константине, Николае, Михаиле, Ольге, Александре, Елене, Екатерине, Марии и Анне.

Идея явно неплохая. Это семейство уникально даже для нашей истории. Кипевших в ней страстей, тайн и неожиданных поворотов хватит на десяток авантюрных романов. Чего стоят загадочная судьба Александра, отказ Константина от престола, его же битва за свою любовь, закончившаяся беспрецедентным разводом, долгое царствование Николая, перекроившее Россию. А прекрасная Елена, которой в альбом писал Пушкин, и которая умерла родами, не дожив и до двадцати?

А покровительница искусств Мария, которую Гете называл «княгиней мира»?

А королева Нидерландов Анна?

Оптимизм внушало и то, что делать выставки в Федеральных архивах умеют – эта выставочная площадка давно считается одной из самых интересных в Москве. Кроме того, в эту экспозицию и Русский музей, и музей-заповедник «Павловск» вложились по максимуму, предоставив даже те экспонаты, которые никогда и никуда не давали — вроде уникальной картины Г. Кюгельхена «Император Павел I с семьей», едва ли не единственной, где семейство изображено в полном составе.

Но странное дело – вроде все на месте: и великолепные картины Боровиковского, Левицкого, Брюллова, Крамского и т. д.; и уникальные экспонаты вроде памятной медали на рождение Константина с изображением константинопольского храма Святой Софии, ставшего мечетью. Дело в том, что Константин с рождения стал знаменем так называемого «Греческого проекта» Екатерины – намерения создать на Балканах независимое православное греческое государство, императором которого должен был стать второй внук. И вызывающие умиление уникальные документы – вроде слезливой записки с каракулями брошенных пацанов:

«Любезная Маминька! Пажалуйте, приезжайте скорее к нам; мы скучаем об Вас. Николай. Да, Маминька! ето все правда. Михаил».

И рисунки и гравюры братьев и сестер, и их переписка, и автографы Пушкина и Жуковского, и написанные внукам Екатериной сказки о царевиче Февее и царевиче Хлоре, и карикатура Николая, небрежно набросанная на военном донесении, и много чего еще…

А выставка рассыпается. То ли сложность самой задачи – соединения художественного и документального — подкосила, то ли избыток материала утопил. Но только что завершившаяся выставка про Екатерину, явным продолжением которой служит «Мир семьи», была не в пример более цельной и захватывающей. Но, скорее всего, – «Павловичей» просто оказалось слишком много для трех небольших залов. Поэтому рассказ об их бабке был повествованием об уникальной судьбе незаурядной женщины. А здесь – живописные, талантливые, но — обрывки, так и не сложившиеся в картину.

«Павел I. Мир семьи». Выставочный зал Федеральных архивов (Б. Пироговская, 17), до 9 марта.

Новости и материалы
Пошлина на экспорт подсолнечного масла из РФ в декабре повысится в 3 раза
Тренер «Динамо» ответил на вопрос о получении российского паспорта
В Петербурге школьница получила ожог глаза от выстрела из сигнального пистолета
Пожар на юге Москвы ликвидировали
К 85-летию Галины Польских устроят марафон на ТВ
В Госдуме ответили на заявление адмирала НАТО об ударах по России
Австралийская продавщица выгнала туристов из магазина, назвав их вонючими евреями
Россиянка ограбила семью сожителя и вынесла из дома драгоценности на 1,3 млн рублей
Байден выполнил ежегодную президентскую традицию на День благодарения
Маск критически отозвался об американских истребителях F-35
Захарова отреагировала на слова главы военного комитета НАТО об ударах по России
В Германии перечислили самые ненадежные новые машины
Блогер Штефанов ответил на обвинения в сексуализированном насилии
Хилькевич вышла на работу спустя два месяца после родов: «Поздравьте меня»
Летевший из Москвы самолет экстренно сел в Баку
Выставлен на продажу самый редкий Mercedes Gelandewagen с мотором V12
Экс-игрок оценил новое место работы Березуцкого
В НАТО заявили о превосходстве России над США из-за «Орешника»
Все новости