Суд Ленинградского района Калининграда начал рассмотрение иска губернатора области Владимира Егорова к председателю комитета солдатских матерей Марии Бонцлер. Губернатор обиделся на матерей за то, что те весной наградили его «Золотой кувалдой». Антиприз ежегодно вручает Всероссийская коалиция общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу» самому жестокому и несправедливому чиновнику, из-за действий или бездействия которого нарушаются права человека во время военного призыва.
Владимира Егорова на конкурс выдвинула председатель комитета солдатских матерей Калининградской области Мария Бонцлер. В ноябре 2003 года в комитет пришло тревожное письмо от родителей призывника Сергея С. (фамилию солдатские матери скрывают по просьбе родителей, которые опасаются, что со стороны офицеров начнутся преследования сына, продолжающего в настоящее время служить). В письме мать Сергея написала, что три дня на калининградском областном сборном пункте (ОСП) сын спал на грязном холодном полу. Чтобы сходить в туалет, Сергей платил охранявшему их военному 10 рублей, а чтобы позвонить по телефону — 50 рублей.
На основании обращения Мария Бонцлер написала заявку на российский конкурс «Золотая кувалда», озаглавив ее: «ОСП – ворота в ад». В результате большинством голосов жюри выбрало главу Калининградской области на роль «кувалдоносца». По словам председателя саратовского Союза солдатских матерей Лидии Свиридовой, которая входила в состав жюри «Золотой кувалды», во время обсуждения кандидатур (а всего их было 19) еще не было известно о трагедии в Магаданской области, когда из-за переохлаждения скончался призывник-пограничник Владимир Березин.
«Если бы мы узнали о магаданском случае раньше, то, безусловно, наградили бы кувалдой президента России Владимира Путина», — сказала Лидия Свиридова на судебном заседании.
По ее словам, вручение антиприза носит сатирический характер и абсолютно не преследует цели умалить честь и достоинство господина Егорова как личности.
Сам губернатор во вторник не пришел в суд и, по всей видимости, не придет вообще. Его интересы представляла сотрудник правового отдела администрации области Людмила Рукебуш. По ее словам, глава региона считает несоответствующими действительности сведения о том, что «ответственность за безобразия, творящиеся в ОСП Калининградской области, помимо военных в первую очередь разделяет губернатор, бывший командующий Балтийским флотом Владимир Егоров» (цитата из заявки на конкурс).
Губернатор в свое оправдание ссылается на постановление российского правительства № 587, где указано, что в задачи губернатора входит лишь создание призывной комиссии, а не организация призыва.
Также истец располагает данными из прокуратуры Балтийского флота и от Уполномоченного по правам человека в Калининградской области о том, что жалобы и нарекания на работу ОСП осенью 2003 года не поступали.
Выступивший свидетелем со стороны истца председатель общественного комитета содействия облвоенкомату ветеран ВОВ Борис Устименко также заявил, что никаких серьезных нарушений в осеннюю кампанию 2003 года не было зафиксировано. «Зачем кому-то спать на полу, когда в сборном пункте есть 120 коек?» — спрашивал у судьи ветеран войны.
По словам Устименко, прошлой осенью были отмечены только два инцидента на пункте сбора: отсутствие кипятка в питьевом бачке и потеря у одного призывника пары носок. «Так эти носки ему лично принес помощник уполномоченного по правам человека», — воскликнул Устименко.
В конце концов он поклялся «бородой Магомета», что фактов платных телефонов и туалета не было в помине, а «клеветнические сведения, распространенные калининградским комитетом солдатских матерей, строятся по принципу Геббельса --«чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят».
Представитель губернатора Людмила Рукебуш заявила ходатайство об отложении слушания, так как документы, на основании которых была подготовлена конкурсная заявка, были переданы ответчику только на судебном заседании и ознакомиться с ними он не успел. Судья Наталья Толмачева удовлетворила ходатайство, дело перенесено на 20 января.
Церемония вручения «Золотой кувалды» проходит в России второй раз. Первая «Кувалда» досталась заместителю начальника 2-го отдела Пермского областного военкомата подполковнику Сергею Самарханову, который перепутал в документах фамилию призывника. Прибыв в часть, юноша заявил: я не Иванов, а Сидоров. В итоге боец был отправлен на психаитрическое освидетельствование.