Образ первобытного человека в массовом сознании прост и незатейлив – «могуч, вонюч и волосат». «Борьба за огонь» Жозефа Рони-старшего честно прочитана в юном возрасте (особо продвинутые успели и посмотреть великолепный одноименный фильм Жан-Жака Анно), незабываемое лицо мальчика из пещеры Тешик-Таш в школьном учебнике истории изучено во всех подробностях, песня про «обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии» прослушана многократно. В результате мы знаем о далеких предках все, что необходимо.
А именно то, что был такой подготовительный период в истории человечества, когда по Земле бегали обезьяноподобные люди, обрядившиеся в клочья шкур, словарный запас которых ограничивался междометиями вроде «Ы-ых» и «У-ух». Еще они не расставались с каменными топорами и палками-копалками, жили всем табором в пещерах, охотились на мамонтов, плясали у костра, а после занимались сексом когда хотели и с кем хотели, поэтому, если верить Фрейду, были свободны от всяческих комплексов и депрессий.
Так вот они и развлекались в свое удовольствие, пока наконец не увлеклись земледелием и скотоводством и по этой причине создали государства. Тут-то, собственно, и началась нормальная история человечества.
Поздравляю, все это неправда. Правду попытался изложить в своей книге «Повседневная жизнь охотников на мамонтов» известный археолог, доктор исторических наук Михаил Аникович. Обычно книги, написанные учеными, читать желания не возникает – слишком уж они пунктуальны и осторожны в своих высказываниях, какие уж тут лихие повороты сюжета? Однако данный случай – особый.
Начнем с того, что, как верно отмечает автор, об этой культуре мы узнали очень поздно. Уже давно было известно и про египетских строителей пирамид, и про античных греков и римлян, и даже про цивилизации майя и ацтеков. Но то, что история человечества началась с каменного века, люди узнали считанные десятилетия назад, в XIX веке.
Мало того, что мы изучаем их всего ничего, так еще и объем для изучения будьте нате. Вся история человечества начиная с древнейших цивилизаций Востока, Междуречья и Египта с лихвой уложится в промежуток в пять тысяч лет. А каменный век продолжался не менее двух с половиной миллионов. Чтобы было понятнее – если весь период существования человека на Земле принять за год, то первые государства появились 17 часов назад, а с реформ Петра Первого не прошло и часа. Остальные 364 с половиной дня – тот самый «первобыт». Удивительно ли, что наши знания о каменном веке до сих пор находятся на той самой начальной стадии, когда каждые лет десять делаются эпохальные открытия, заставляющие пересматривать всю картину?
Когда-то химики как-то утверждали, что пищей для огня служит особый элемент – флогистон, чем больше его в том или ином предмете, тем лучше он горит. Зоологи уверяли, что мыши заводятся сами собой – зарождаются из ничего в куче тряпья. Примерно столько же люди знали о первобытном обществе тогда, когда формировались наши представления о нем. В итоге, к примеру, на панно В. М. Васнецова из «первобытного» зала Государственного исторического музея современный ученый без слез не глянет – эти троглодиты в звериных шкурах, кидающие в мамонта камнями, сейчас вызывают только удивление – насколько же живучи мифы.
Для начала: на мамонтов наши предки, по большей части, вообще не охотились и уж точно не таким идиотским способом, как у Васнецова.
Рассудите сами – вокруг неисчислимые стада диких лошадей, бизонов и т. п., но мы будем рыть яму, а потом загоним в нее мамонта! Потребные размеры ямы представляете? И не забудьте, что не то что мамонты – разъяренные слоны наводили ужас на великолепно вооруженные армии Македонского, а мамонт и покрупнее будет, и защищен получше.
Не случайно известна только одна первобытная культура, которая «специализировалась» на добыче мамонтов, об этих редкостных умельцах-охотниках и пишет Аникович. Это уникальное палеолитическое сообщество, ограниченное с одной стороны охотниками на бизонов, а с другой – охотниками на северного оленя, существовало долгие девять тысячелетий. За это время они, как считают многие ученые, практически истребили мамонтов, и во многом именно на них лежит вина за их исчезновение. Эти люди были нашими земляками, они жили в центре Русской равнины. Им не повезло – они родились в ледниковый период, во время последнего сильного похолодания, когда места их исконного обитания, от Украины до Подмосковья, были тундрой и лесотундрой.
Эти «пещерные люди» никогда не жили в пещерах, берега Днепра и Клязьмы украшали построенные ими великолепные дома из мамонтовых костей. Не стоит воображать их и обезьяноподобными уродцами – визуально они уже ничем не отличались от нас, более того – были такими же европеоидами. Не было, естественно, и никаких шкур, перекинутых через голое плечо – этот фасон не очень подходит к околополярному климату с 50-градусными морозами. Их одежда, как и наша, была кроеной и шитой, более того, многие современные модницы обзавидовались бы на их расшитые бусами сложносоставные костюмы из меха, кожи и оленьей замши.
Книга Михаила Аниковича как нельзя лучше вписалась в знаменитую серию издательства «Молодая гвардия». Известный археолог рассказывает именно о тогдашней повседневной жизни, ничего другого нам просто не известно. Однако уж это – во всех подробностях: какое нижнее белье было у женщин, их чего состояло повседневное меню охотника на мамонтов, что у них там было с сексом, наркотиками, выпивкой и т. п.
Из всего этого как мозаика складывается главное – это были не дикари, не недоумки и не болванки, из которых предстояло вытесать человека. Это были люди, такие же, как мы, просто мир они воспринимали иначе, и жизнь их была построена на других принципах. Как? А вот здесь и начинается самое интересное…
Михаил Аникович, «Повседневная жизнь охотников на мамонтов». М.: «Молодая гвардия», 2004.