Как вам нравится словосочетание «увлекательная детская книга от создателя «Восставшего из ада»? Однако, несмотря на дикость, оно прямо-таки ласкает слух – Клайв Баркер персонаж, конечно, несколько зловещий, ну так и дети, на самом деле – кровожадные чудовища. Можно предположить, что им есть что обсудить.
Обсуждение, правда, грозит затянуться – книга Баркера «Абарат» лишь первая часть эпопеи о приключениях девочки Кэнди Квокенбуш в волшебной стране, и завершить ее автор намерен к 2010 году.
Какими вырастут дети, которые все эти году будут странствовать с Кэнди по Абарату, сказать трудно. Очевидно только, что у них будет мало общего с детьми, заблудившимися в Хогвартсе.
Согласно книге, самое скучное на свете место – это город Квокенбуш, что в Миннесоте. Живет город за счет птицефермы, кругом цыплята, все говорят о цыплятах, от вечных цыплят можно сойти с ума. И вот в этом городе девочка Кэнди однажды ушла из тоскливой школы и направилась в степь. А вместо степи нашла старый маяк и море по имени Изабелла. Море привело за собой чудаковатое создание по имени Хват – существо, больше всего напоминающее черта с рогами, на которых выросли весьма болтливые головы, считающие себя братьями. Вор по профессии, Хват оказался достаточно ловким, чтобы взвалить на Кэнди свою опасную миссию, но и достаточно порядочным, чтобы попытаться ей помочь. И для начала растерянной Кэнди пришлось схватиться с жутким упырем с благозвучным именем Мендельсон Остов – похожего на скелет злодея, в чье тело встроены ножны для двух острых как бритвы мечей. Чтобы спастись от жуткой твари, Кэнди придется броситься в волны Изабеллы, по которым она доберется до волшебного архипелага Абарат и окажется в центре происходящих здесь войн и интриг.
Внешний вид существ, принимающих участие в истории, описывать очень легко, поскольку в книге около сотни иллюстраций, сделанных самим Баркером.
Собственно, с них-то все и началось. Несколько лет подряд он рисовал картинки, пока до него не дошло, что из них складывается история о Кэнди. Посмотрев иллюстрации, менеджеры студии Диснея не торгуясь выплатили 4 миллиона за права на экранизацию еще не написанной книги. В этом есть одновременно очевидность и удивительная ирония.
Очевидность, потому что Баркер – человек крайне уважаемый как в мире кино, так и в мире литературы. Ленты «Восставший из ада», «Ночной народ», «Повелитель иллюзий», на которых Баркер работал как режиссер и сценарист, являются современной готической классикой кино. Так же как «Имаджика» и «Проклятая игра» - классикой литературы жанра.
Ирония же заключается в том, что Клайв Баркер – один из самых сумрачных современных художников, и экранизация его книг вялым и сладким Диснеем – это отличная шутка.
Впрочем, для адекватной постановки этой книги нужен кто-то вообще из другого времени, вроде самого автора.
Потому что Баркер – визионер, причем в самом архаичном смысле слова. При исключительной литературной наивности большинства его книг, в них всегда присутствует некая оккультная достоверность, особая интонация, на которую склонная к мистицизму душа отвечает благодарной дрожью. Например, «заплаточники» — злобные големы, сшитые старой ведьмой из лоскутов и набитые грязью – кажутся весьма возможными сущностями. В случае же «Абарата» эта достоверность множится на удачную лаконичность языка – кэрролловскую лаконичность, из которой вырастает новая история Алисы в Стране чудес. Достаточно решительной Алисы в достаточно жестокой стране. И если пропустить помпезное вступление, написанное в традициях самого тоскливого фэнтези, то можно угодить в крайне занимательное путешествие.
Отчасти это также история восстания из ада. Только ад здесь — это тоскливый провинциальный городок, где живут вечно пьяный отец и усталая мать с погасшими глазами.
Клайв Баркер, в сущности, единственный из компании Ролинг-Пулман-Колфер и пр., написал действительно детскую книгу – историю, в которой восхитительная таинственность, пластичность и непредсказуемость окружающего мира сама по себе важнее и моральной назидательности, и философской рефлексии, и даже поверхностной увлекательности.
Клайв Баркер, «Абарат», ЭКСМО, 2004