В четверг заседание правительства было посвящено развитию ситуации на финансовых рынках.
Ситуация такова: крупные российские компании сегодня не рассматривают российский финансовый рынок как серьезный источник инвестиций: деньги для своего развития они предпочитают занимать за рубежом.
«Основным источником инвестиций для российских компаний по-прежнему остаются собственные средства, займы или первичные размещения ценных бумаг на иностранных площадках. Отечественный фондовый рынок является недостаточно ликвидным, находится под спекулятивным давлением и на нем ощущается нехватка долгосрочных инвесторов», — обрисовал ситуацию главный «регулятор» рынка, глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин, выступая на заседании правительства.
Зато значительны объемы сделок с российскими активами на иностранных торговых площадках. Ежедневный объем сделок с бумагами российских компаний, которые торгуются за рубежом, колеблется в пределах $0,5–1 млрд, доходя в месяц до $25 млрд. Свыше 50–60% — сделки, которые совершаются в Лондоне и Нью-Йорке. Все эти деньги проходят мимо России.
«Причины того, что компании занимают за рубежом, многогранны. Одна из них — отставание в развитии инфраструктуры российского фондового рынка из-за недостатка инвестиций. Это связано с недостаточной капитализацией клиринговых систем, невысокой надежностью учетной системы, высокими издержками совершения сделок через российские торговые системы по сравнению с иностранными. Также определенное негативное воздействие оказывает недостаточное доверие между бизнесом и властью», — пояснил руководитель ФСФР. Для изменения ситуации Вьюгин намерен повысить конкурентоспособность всех институтов финансовых рынков, внедрить новые финансовые инструменты, принять необходимые законы и усовершенствовать существующую систему регулирования рынка.
Так, в частности, глава ФСФР заявил о намерении закончить работу над законом «Об инсайдерской информации», который застрял в правительстве. Закон устанавливает ответственность за совершение сделок с использованием инсайдерской информации, а также определяет полномочия ФКЦБ по проведению соответствующих расследований.
«Такой закон действительно нужен рынку, чтобы этот рынок был равен для всех и не было возможности получить сверхдоходы на рынке за счет использования инсайдерской информации», — отметил аналитик ИК «Капитал» Андрей Рожков. «Необходим закон и потому, что в России в силу политизированности многих компаний есть возможности поиграть на инсайде», — добавил аналитик ИК «Атон» Алексей Воробьев.
Помимо него, ФСФР уже разработала законопроект о выпуске российских депозитарных расписок на акции иностранных компаний. По мнению ФСФР, это позволит удержать российские компании от выхода на западные рынки.
Вьюгин также курирует разработку законопроекта, касающегося покупки блокирующего пакета акций. По новому закону, покупатель блокпакета акций компании будет обязан сделать всем остальным акционерам предложение о продаже акций по справедливой (рыночной) цене. Документ направлен на защиту прав акционеров от так называемых недружественных поглощений. Кроме этого, переговоры между регуляторами и участниками рынка по созданию Центрального депозитария, который будет аккумулировать всю информацию о компаниях — участниках рынка, близки к завершению. Сейчас, из-за наличия множества депозитариев, теряются информация и акции, поэтому иностранцы с нами работать боятся.
Правительство действия и предложения главы ФСФР поддержало. Впрочем, это не гарантирует, что все задуманное будет выполнено. К обсуждению состояния фондового рынка правительство, как правило, возвращается не чаще чем раз в год.
«Все инициативы нынешней ФСФР — это продолжение того, что делал бывший глава ФКЦБ Игорь Костиков и не успел довести до конца. В прошлом году на заседании правительства также были обсуждены и меры совершенствования финансового рынка, и сроки их реализации, но на самом деле реально, что касается реформирования рынка, случилось только одно: административная реорганизация правительства, в результате которой ФКЦБ переделали в ФСФР. Также правительство обещало создать в какой-то перспективе мегарегулятор финансового рынка. Больше ничего», — заявил «Газете.Ru» аналитик инвестиционной компании на условиях анонимности.
По окончании выступления премьер-министр Михаил Фрадков поинтересовался у главы ФСФР, есть ли какой-нибудь план действий или стратегия по развитию финансовых рынков, чтобы можно было определить, как он будет формироваться.
Глава ФСФР не готов был ответить на этот вопрос.
«Я не готов сразу предоставить план действий, но готов это сделать по согласованию с Центробанком и Минфином по истечении определенного, разумного времени», — ответил Вьюгин, с сожалением добавив, что письменные документы до конца никогда не выполняются. «Тот комплекс проблем, о которых я говорил, потребует около двух лет. А план действий мы сможет представить уже в первом квартале 2005 года», — не растерялся Вьюгин.
«Законы не принимается либо потому, что не хватает воли тех структур, которые этим занимаются, либо не хватает профессионализма», — добавил Рожков. По его мнению, закону об инсайдерской информации будет тяжело проходить через Госдуму и законодательные органы, поскольку не все заинтересованы в наведении порядка на рынке. «Может быть, многие инсайдеры, которые действуют на нашем рынке, не будут препятствовать прохождению. С другой стороны, нельзя сказать с уверенностью, что этот закон будет принят в той форме, в которой он нужен рынку: есть вероятность того, что в нем будут какие-нибудь оговорки, которые позволят инсайдерам продолжать свою деятельность и оставаться неподсудными», — предположил аналитик ИК «Капитал».