В четверг Дорогомиловский суд Москвы признал виновным жителя Москвы Ильдара Бичарова, обвинявшегося в попытке дать взятку инспектору дорожно-постовой службы ГИБДД по ст. 30 и ч. 2 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу). Водителя осудили на два года лишения свободы условно. Напомним, что накануне прокурор просил приговорить Бичарова к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Однако суд учел положительные характеристики подсудимого, а также то, что на его иждивении находятся двое малолетних детей и жена, и постановил, что «исправление Бичарова возможно без изоляции от общества».
Сам Бичаров, выступая в суде, сказал, что не признает себя виновным и раскаивается лишь в том, что нарушил правила дорожного движения.
Его адвокат Михаил Маров заявил, что намерен обжаловать приговор. Он также настаивает на невиновности своего подзащитного. «Бичаров не давал взятки сотруднику ГИБДД, он лишь предложил оплатить штраф за нарушение на месте», – заявил Маров «Газете.Ru». По мнению адвоката, его подзащитного «просто подставили и устроили показательный процесс, хотя на самом деле логично было бы закрыть дело за отсутствием состава преступления». Особенно если учесть, сказал адвокат, что были допущены грубые процессуальные нарушения: обвинение основывалось на результатах оперативно-разыскных мероприятий, которые были проведены фактически незаконно, а также на показаниях сотрудников ГИБДД и ОБЭПа и аудиозаписи, сделанной в машине.
С адвокатом согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Бичаров расплатился за нас всех. Эксперимент по провоцированию водителей на дачу взяток начался еще в 2000 году в Юго-Западном округе столицы. Там был даже специальный дэпээсовец, некий Гусев, который совместно с сотрудниками ОБЭП провоцировал водителей на взятки, а по окончании таких операций спокойно продолжал брать взятки у водителей уже в обычном режиме. В итоге дела нескольких взяткодателей дошли до суда, где в качестве доказательства неизменно фигурировала диктофонная запись, в которую, как показала впоследствии экспертиза, вносились изменения», — рассказал Травин «Газете.Ru».
По его словам, тогда Коллегия правовой защиты автовладельцев вынуждена была обратиться в Генпрокуратуру с заявлением, что проводить оперативно-разыскные мероприятия в отношении лиц, которые не совершили преступление, противозаконно. После этого дела были закрыты.
Тем не менее, констатировал Травин, «за четыре года механизм провокаций не усовершенствовался, и все делается по прежней схеме». «Взятки — системообразующий фактор в ГИБДД. Не будет взяток – развалится сама структура. Тот генерал, что затеял этот эксперимент, видимо, не понял главного – он направил его против собственной службы. Повторюсь: не будет взяток — развалится сама система. Что, может, и к лучшему», — заявил Травин.
Травин отметил, что, даже по приблизительным оценкам экспертов, сотрудники ГИБДД получают в год около миллиарда долларов взяток.
По данным Травина, «имеются сотни примеров того, как закрываются уголовные дела против сотрудников ГИБДД, пойманных на взяточничестве. Система сама себя покрывает не без помощи прокуратуры. Только за последний месяц ГИБДД удалось закрыть три таких уголовных дела. А провинившихся даже не уволили».
«Процесс по Бичарову – это ответ гаишников нашему брату водителю. По принципу «не мы такие коррупмированные – это водители нас развращают». Однако все прекрасно понимают одно: сотрудник ДПС выходит на дорогу, как правило, с одним желанием – заработать деньги. Водитель же вряд ли трогается в путь с идеей озолотить кого-то по пути», — заявил Травин.
«И еще совет водителям: если вы все-таки даете взятку инспектору, то делайте это хотя бы молча. Молчание – это свобода. А уж если в ответ слышите слова: «Вы мне даете взятку?» — молчите тем более или сами поинтересуйтесь, что за купюры валяются у инспектора под ногами. Ведь никто не гарантирует, что в кармане принципиального сотрудника не лежит диктофон», — подытожил Травин.
К сожалению, «Газете.Ru» так и не удалось получить официальную статистику того, сколько уголовных дел, возбужденных по факту получения взятки сотрудниками ГИБДД, было доведено до суда, и сколько вынесено приговоров.
В Генпрокуратуре и ГУБЭП сообщили, что располагают только общими данными по уголовным делам, связанным с дачей-получением взяток, однако чтобы выяснить, в скольких из них фигурируют сотрудники ГИБДД, нужно каждое дело проверять отдельно.
В пресс-службе ГИБДД РФ сообщили, что такая статистика у них должна быть. Правда, сначала предложили прислать запрос и ответить на него в течение недели. После долгих объяснений пообещали выяснить интересующую пару цифр побыстрее. Однако тут оказалось, что единственный (вероятно, на всю российскую ГИБДД) человек, который мог бы предоставить подобные данные, находится в командировке. «Другим путем получить эту информацию нельзя», — заявили милиционеры.
В отделе пропаганды ГИБДД Москвы, куда корреспондент «Газеты.Ru» обратился в надежде получить статистику подобных случаев хотя бы по столице, также предложили направить официальный запрос. В этом случае ответ пообещали дать в течение 10 дней. Здесь не подействовали никакие аргументы. «Я вас понимаю, но такие данные мы предоставляем только по запросу», — категорично резюмировал сотрудник отдела пропаганды.
«Газета.Ru» все же направила запросы в ГИБДД и с ответом инспекторов обязательно познакомит читателей в ближайшее время.