Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Черная курица
в суровом стиле

Скандально известные полотна одного из «суровых» шестидесятников Третьяковка показывает на выставке Андрея Васнецова.

Когда в 1955-м он написал свою черную курицу на черном фоне, лежащую на бумажке с надписью «реализм», то вызвал в «курятнике» серьезный переполох. Подумать только – и это потомок таких замечательных художников (Виктор Васнецов – дед нынешнего экспонента). Нет чтоб богатырей рисовать.

Он и рисовал. В детстве, как и положено. Потому что детство было овеяно дедушкиным авторитетом. А потом вырос и, как нормальный взрослый художник, стал малевать бодегонес с черными курицами.

Когда «суровые» вместе с теми, кого теперь называют нонконформистами, получили по шапке на знаменитой выставке в Манеже в 1962-м, то некоторые из них меняться не стали. Или почти не стали. Николай Андронов, например, выработал свой лирический, частный вариант «сурового» стиля. Васнецов же, приводивший Хрущева в бешенство, продолжил делать то, что делал раньше, – лаконичные, строгие, с преобладающим темным колоритом большие картины, выглядящие действительно «сурово», но в то же время изысканно. В этих темных холстах аскетизм оказывается средством подчеркнуть красоту структуры и выявить достоинства самых неброских красок. В окружении серых и черных благородно светятся золотистые охры, изумрудный зеленый, кровавый розовый. Живопись, на первый взгляд рубленная топором, оказывается тонко прочувствованной.

Однако с позиции сегодняшнего дня «суровые» оказываются уязвимы для критики по двум причинам.

Первая – их монументальная деятельность. Мозаика «Покорители космоса» в музее имени Циолковского, мозаика на станции метро «Савеловская» или на кинотеатре «Октябрь» (Васнецов, Андронов, Эльконин) – документы странной эпохи, где энтузиазм, созвучный официально разрешенному, сочетается с личной прямотой и принципиальностью. Именно эти работы Васнецова и других «суровых» обычно не позволяют их причислить к нонконформистскому стану, оставляя для них странное определение «левый МОСХ». Хотя по своей наивности эти вещи едва ли не честнее детских иллюстраций, выполненных Кабаковым или Пивоваровым.

Второе слабое место «суровых» – деревенская тема.

Васнецов с этой стороны абсолютно открыт для уколов и пинков. Андронов — тот на самом деле поселился в вологодской глуши и приобрел, таким образом, бытовое право бесконечно писать избы, колодцы да заборы. А Васнецов сохраняет шестидесятнический романтизм, изображая все то же самое, но оставаясь городским жителем.

Охота, сборы на охоту, возвращение с охоты – десятилетия не меняются любимые темы художника. Женские портреты, натюрморты с нехитрой утварью и пейзажи развешены в Третьяковке без хронологического вектора. Работы 60-х и 90-х кажутся одной серией при том, что Васнецов специально не придумывал своей живописи никаких внешних отличительных особенностей, узнаваемого авторского знака. Единство – в структурности, в черном цвете и приятно огрубленной пластике фигур. Караваджо, Дерен, Пикассо, Андрей Гончаров, Александр Древин – все сплавлено в эффективную художественную систему. Составляющие уже не различить внутри – это живопись Васнецова, а не Караваджо, Дерена, или Гончарова.

Что приятно, Третьяковка не заявляла никакой серии выставок шестидесятников-семидесятников, никаких «сезонов», «проектов» или «циклов». Просто возникает выставка очередного полулегендарного персонажа, а за ней – следующая.

В нормальном конвейерном режиме, будто третьяковцы сообразили, что именно этого от них ждут зрители и не простят, если они не покажут всех основных персонажей недавней истории искусства.

«Суровые» – та тема, на которой ломаются попытки выстроить бинарную оппозицию «официоз – адеpграунд». Третьяковка совершенно правильно показывает нонконформистов и «левый МОСХ» вперемешку, потому что и то и другое – альтернатива соцреализму и вообще всякому официозу. Скоро в залах Третьяковки ожидаются еще выставки Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой – тоже левых, но уже семидесятников.

Третьяковская галерея. Крымский вал, 10. «Андрей Васнецов. Живопись 1950-х –2004 годов», до 19 декабря.

Новости и материалы
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Все новости