В ООН разразился новый скандал. Чиновник Бенон Севан, отвечавший за выполнение программы «Нефть в обмен на продовольствие», препятствует проведению расследования по фактам денежных утечек, которые имели место в ходе реализации этой программы.
Господин Севан оправдывает свою позицию тем, что этого требуют постоянные члены Совбеза ООН, в том числе и Россия.
«Нефть в обмен на продовольствие» вновь ставит на карту репутацию ООН. Год назад было проведено расследование, в ходе которого удалось выяснить, что программа помощи ООН в Ираке использовалась Саддамом Хусейном для получения денег незаконным путем.
Идея программы, как это видно из ее названия, заключалась в том, чтобы Ирак менял свою нефть на чужие продукты. Но Хусейн в таких жестких рамках удержаться не сумел и начал приторговывать нефтью за живые деньги и выгодными контрактами на разработку месторождений — за откаты. Американцы это раскопали и использовали компромат для свержения режима Хусейна.
Бенон Севан утверждает, что продолжение расследования обходится ООН слишком дорого. Чиновник перекладывает всю ответственность на правительства стран--членов ООН, которые и должны были, по его мнению, контролировать выполнение программы.
Более того, Севан заявляет, что расследование нужно было проводить раньше. Севан, если верить его же заявлению, не мог этого сделать, поскольку не имел специального мандата и боялся испортить отношения с иракским правительством.
Позицию Севана поддержал посол США в ООН Патрик Кеннеди, который заявил, что Китай, Россия, Франция и Сирия в погоне за многомиллиардными контрактами в Ираке намеренно тормозили введение мер, которые бы препятствовали коррупции.
Кеннеди заявил, что вышеуказанные страны требовали предоставить возможность иракскому правительству самому договариваться с компаниями о поставках нефти. «Это и привело к злоупотреблениям», — убежден посол США. Тем более что российские компании оказались среди тех, которые обвиняются в получении миллионов долларов через лазейки в программе.
Самое интересное заключается в том, что именно Севан — главный подозреваемый в получении прибыли от «серых» схем во время действия программы.
Неофициальные данные антикоррупционного расследования в ООН таковы, что Севан и еще около 270 чиновников и бизнесменов, связанных с программой «Нефть в обмен на продовольствие», лично получали деньги от Хусейна.
Севан смотрел сквозь пальцы на не предусмотренный программой рост расходов на нефть. По подсчетам Пентагона, от 800 контрактов на почти $7 млрд иракский режим получил лишние $650 млн благодаря искусственному завышению цен.
Не все чисто и с тем, как сам Севан боролся с коррупцией, руководя программой. С одной стороны, он просил компании сразу сообщать об имеющих место злоупотреблениях. С другой — всем было очевидно, что компания, заявившая бы о поборах иракского правительства, сразу лишалась бы контрактов. Естественно, прибыль от продажи дешевой иракской нефти была выше борьбы за честность.
Поэтому все компании молчали, а Хусейн получал от 10 до 35 центов с каждого барреля нефти, которые переводились на специальный счет.
По уточненным данным контрольной службы конгресса США, размер средств от незаконной продажи нефти режимом Саддама Хусейна составил $21,3 млрд. Эти данные были обнародованы в Вашингтоне на слушаниях в подкомитете американского сената, расследующем нарушения в ходе реализации программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие».
Севан отрицает все обвинения в свой адрес, называя их «грязной политической кампанией». По его мнению, программа «действительно улучшила жизнь простых иракцев». Проводимое расследование выгодно только тем силам, которые пытаются дискредитировать ООН в глазах мировой общественности.
Россия подлила масла в огонь. МИД заявил, что российские чиновники ответят на все вопросы, которые возникнут у экспертов. И вообще, страна готова всячески содействовать расследованию. Таким образом, ООН, которую и так обвиняют в рыхлости и неспособности что-либо контролировать, получила чувствительный удар.