Пресс-служба КТК сообщила, что ЗАО «НафтаТранс» завершило строительство пункта перевалки нефти «Кавказская» в Кавказском районе Краснодарского края. Эта компания там же и зарегистрирована, и создана она была специально для строительства и эксплуатации «Кавказской», с чем сейчас успешно справилась.
Пункт «Кавказская» включает в себя железнодорожный нефтяной терминал и соединительный трубопровод до НПС «Кропоткинская», входящей в трубопроводную систему КТК.
Как отметил в сообщении гендиректор «НафтаТранса» Александр Волошин (не Стальевич), компания рада, «что создана возможность транспортировки российской нефти по системе КТК»: «Мы завершили строительство в запланированные сроки и сделаем все возможное, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти на уровне проектной мощности пункта перевалки — 6 млн тонн в год».
По словам гендиректора КТК Иэна Макдональда, консорциум уже выплатил в российский бюджет в виде различных налогов, пошлин и социальной помощи регионам почти полмиллиарда долларов.
Первой в систему начала поступать российская экспортная нефть, добытая ОАО «Сургутнефтегаз».
Планируется, что до конца ноября объем прокачки составит около 300 тыс. тонн. Более того, что звучит крайне оптимистически, в декабре КТК ожидает начала поставок нефти, добываемой «Роснефтью» на территории проблемной Чеченской республики.
В октябре объем нефти, транспортированной по системе КТК и отгруженной на экспорт, превысил 2,1 млн тонн, вся нефть поступила из Казахстана. Выход пункта перевалки нефти «Кавказская» на проектную мощность позволит КТК превысить расчетную пропускную способность первой очереди строительства и транспортировать более 30 млн тонн нефти в год.
Проект КТК несет значительные выгоды всем акционерам, но прежде всего --государствам-основателям:
85% всех расходов КТК в России, а это порядка $90 млн в год, приходится на оплату услуг российских поставщиков и выплаты в государственный бюджет.
Сейчас акционеры КТК обсуждают технические вопросы расширения системы – политическое решение уже принято в июле 2004 года совместно министром промышленности и энергетики России Виктором Христенко и министром энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимиром Школьником.
По словам Иэна Макдональда, освоение ресурсов Каспия как в российском, так и в казахстанском секторах обеспечит спрос на мощности КТК для транспортировки каспийских объемов на уровне свыше 50 млн тонн в год. Ранее планировалось, что пропускная способность системы будет увеличена до 67 млн тонн в год лишь в 2014 году.
«Транспортировка 67 млн тонн в год по нынешним ставкам будет ежегодно приносить свыше $1,5 млрд в виде тарифной выручки, что обеспечит России и Казахстану надежный источник доходов в течение последующих 35 лет», — уверен гендиректор Макдональд.
Для увеличения мощности системы КТК до 67 млн тонн в год необходимо построить десять дополнительных нефтеперекачивающих станций, шесть дополнительных резервуаров комплекса морского терминала и установить третье выносное причальное устройство.
Последние события в российских нефтяных компаниях и на переговорах о возможных путях транспортировки нефти уже не в Россию, а из нее дает очень интересную пищу для комментариев по поводу не только российской, но и остальной нефти в КТК. Несмотря на недавно согласованный меморандум по проекту трубопровода Бургас--Александруполис, который активно лоббирует Россия в Болгарии и Греции, получение гарантий загрузки нефтью для начала инвестирования этой трубы может стать проблемой.
Маршруты, предполагающие перевалку нефти в одном из черноморских портов и доставку ее по трубе в порт по другую сторону турецких проливов, не могут получить гарантии от российских компаний: большинство из них продает свою нефть в порту на условиях FOB.
Сегодня единственная российская компания, транспортирующая через Босфор нефть, — ТНК-ВР, которая обеспечивает сырьем принадлежащие BP НПЗ в других странах. Решение вопроса загрузки обходных маршрутов требует изменений в условиях действующих контрактов или ориентации на использование конкретного маршрута при заключении новых соглашений. Таким образом, проекту Бургас--Александруполис целесообразно ориентироваться в основном на поставки каспийской нефти. В частности, российским «ЛУКойлом», главным разработчиком российского сектора Каспия.
И тут как раз и важны последние события. Во-первых, в начале осени 2004 года «ЛУКойл» обнародовал программу работ на Каспии: по плану добыча на месторождении имени Корчагина начнется уже в 2008 году.
Во-вторых, появление среди акционеров «ЛУКойла» ConocoPhillips, участвующей в добычных проектах Казахстана (Кашаган, Каламкас, Кайран, Актоты), позволяет предположить, что в Каспийском регионе эти компании будут проводить совместную политику.
А значит нефть ConocoPhillips, которая пойдет по КТК, может потом попасть в Бургас.
Кстати, «ЛУКойл» был наиболее вероятным кандидатом на транспортировку нефти в Александруполис еще в 2002 году, когда компания участвовала в приватизации греческой нефтяной компании Hellenic Petroleum. Но акционером Hellenic Petroleum «ЛУКойл» не стал, и интерес компании к проекту в то время снизился. Сейчас же интерес возродился и вышел на качественно новый уровень.