Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Россия построит трубопровод для американской нефти

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приступил на прошлой неделе к транспортировке российской нефти. Теперь речь идет об увеличении пропускной способности КТК. А выгоду от этого получат американцы из ConocoPhillips.

Пресс-служба КТК сообщила, что ЗАО «НафтаТранс» завершило строительство пункта перевалки нефти «Кавказская» в Кавказском районе Краснодарского края. Эта компания там же и зарегистрирована, и создана она была специально для строительства и эксплуатации «Кавказской», с чем сейчас успешно справилась.

Пункт «Кавказская» включает в себя железнодорожный нефтяной терминал и соединительный трубопровод до НПС «Кропоткинская», входящей в трубопроводную систему КТК.

Как отметил в сообщении гендиректор «НафтаТранса» Александр Волошин (не Стальевич), компания рада, «что создана возможность транспортировки российской нефти по системе КТК»: «Мы завершили строительство в запланированные сроки и сделаем все возможное, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти на уровне проектной мощности пункта перевалки — 6 млн тонн в год».

По словам гендиректора КТК Иэна Макдональда, консорциум уже выплатил в российский бюджет в виде различных налогов, пошлин и социальной помощи регионам почти полмиллиарда долларов.

Первой в систему начала поступать российская экспортная нефть, добытая ОАО «Сургутнефтегаз».

Планируется, что до конца ноября объем прокачки составит около 300 тыс. тонн. Более того, что звучит крайне оптимистически, в декабре КТК ожидает начала поставок нефти, добываемой «Роснефтью» на территории проблемной Чеченской республики.

В октябре объем нефти, транспортированной по системе КТК и отгруженной на экспорт, превысил 2,1 млн тонн, вся нефть поступила из Казахстана. Выход пункта перевалки нефти «Кавказская» на проектную мощность позволит КТК превысить расчетную пропускную способность первой очереди строительства и транспортировать более 30 млн тонн нефти в год.

Проект КТК несет значительные выгоды всем акционерам, но прежде всего --государствам-основателям:

85% всех расходов КТК в России, а это порядка $90 млн в год, приходится на оплату услуг российских поставщиков и выплаты в государственный бюджет.

Сейчас акционеры КТК обсуждают технические вопросы расширения системы – политическое решение уже принято в июле 2004 года совместно министром промышленности и энергетики России Виктором Христенко и министром энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимиром Школьником.

По словам Иэна Макдональда, освоение ресурсов Каспия как в российском, так и в казахстанском секторах обеспечит спрос на мощности КТК для транспортировки каспийских объемов на уровне свыше 50 млн тонн в год. Ранее планировалось, что пропускная способность системы будет увеличена до 67 млн тонн в год лишь в 2014 году.

«Транспортировка 67 млн тонн в год по нынешним ставкам будет ежегодно приносить свыше $1,5 млрд в виде тарифной выручки, что обеспечит России и Казахстану надежный источник доходов в течение последующих 35 лет», — уверен гендиректор Макдональд.

Для увеличения мощности системы КТК до 67 млн тонн в год необходимо построить десять дополнительных нефтеперекачивающих станций, шесть дополнительных резервуаров комплекса морского терминала и установить третье выносное причальное устройство.

Последние события в российских нефтяных компаниях и на переговорах о возможных путях транспортировки нефти уже не в Россию, а из нее дает очень интересную пищу для комментариев по поводу не только российской, но и остальной нефти в КТК. Несмотря на недавно согласованный меморандум по проекту трубопровода Бургас--Александруполис, который активно лоббирует Россия в Болгарии и Греции, получение гарантий загрузки нефтью для начала инвестирования этой трубы может стать проблемой.

Маршруты, предполагающие перевалку нефти в одном из черноморских портов и доставку ее по трубе в порт по другую сторону турецких проливов, не могут получить гарантии от российских компаний: большинство из них продает свою нефть в порту на условиях FOB.

Сегодня единственная российская компания, транспортирующая через Босфор нефть, — ТНК-ВР, которая обеспечивает сырьем принадлежащие BP НПЗ в других странах. Решение вопроса загрузки обходных маршрутов требует изменений в условиях действующих контрактов или ориентации на использование конкретного маршрута при заключении новых соглашений. Таким образом, проекту Бургас--Александруполис целесообразно ориентироваться в основном на поставки каспийской нефти. В частности, российским «ЛУКойлом», главным разработчиком российского сектора Каспия.

И тут как раз и важны последние события. Во-первых, в начале осени 2004 года «ЛУКойл» обнародовал программу работ на Каспии: по плану добыча на месторождении имени Корчагина начнется уже в 2008 году.

Во-вторых, появление среди акционеров «ЛУКойла» ConocoPhillips, участвующей в добычных проектах Казахстана (Кашаган, Каламкас, Кайран, Актоты), позволяет предположить, что в Каспийском регионе эти компании будут проводить совместную политику.

А значит нефть ConocoPhillips, которая пойдет по КТК, может потом попасть в Бургас.

Кстати, «ЛУКойл» был наиболее вероятным кандидатом на транспортировку нефти в Александруполис еще в 2002 году, когда компания участвовала в приватизации греческой нефтяной компании Hellenic Petroleum. Но акционером Hellenic Petroleum «ЛУКойл» не стал, и интерес компании к проекту в то время снизился. Сейчас же интерес возродился и вышел на качественно новый уровень.

Новости и материалы
Израиль может пойти на прекращение огня в Ливане
В ДНР пресекли попытку ВСУ атаковать запас зерновых с помощью дрона
Взрывы произошли в двух областях Украины
Погребняк объяснила, почему решилась на пластику после родов: «Нужно пройти ТО»
На Тайване выступили с неожиданным заявлением об Украине
В сенате США заверили, что кандидат Трампа на пост главы разведки – не «российский агент»
В Литве грузовой самолет упал на жилой дом
«Атланта» с Миранчуком вылетела из МЛС
Роспотребнадзор не подтвердил информацию об отравлении детей в школе на востоке Москвы
В Guardian узнали о нервозности Китая из-за политики РФ
Кандидат в канцлеры ФРГ назвал главную ошибку Берлина в отношении Украины
В России планируют принять новые меры против телефонных мошенников
Дипломаты помогли пассажирам загоревшегося в Турции Superjet
В Politico узнали о попытках западных политиков спрогнозировать выбор Трампа
Российские средства ПВО сбили 23 беспилотника ВСУ за ночь
Пленный боец ВСУ рассказал о предательстве командиров
Рогов заявил об окружении ВСУ под Курахово
На выборах в Румынии лидирует поддерживающий союз с РФ кандидат
Все новости