В среду в Дорогомиловском суде Москвы начался процесс по делу жителя Москвы Ильдара Бичарова, обвиняемого в попытке дать взятку инспектору дорожно-постовой службы ГИБДД.
По данным следствия, преступление было совершено 9 августа 2004 года. Согласно материалам уголовного дела, в этот день около 19.00 Бичаров, находившийся за рулем своего ВАЗ-2109, на перекрестке улиц Минской и Курина пересек сплошную разделительную полосу. Через 200 метров его остановили сотрудники УГИБДД с которыми находились и сотрудники столичного ОБЭПа (отдела по борьбе с экономическими преступлениями) – в это день они проводили спецоперацию по задержанию водителей-взяткодателей. Однако водители об этом, естественно, не знали.
Как говорят следователи, сначала Бичаров, сев в машину к сотрудникам УГИБДД сообщил, что «готов ответить по всей строгости закона». Но затем он, со словами «Все, что могу!», предложил инспекторам взятку в 930 рублей. Деньги те не взяли, а сообщили Бичарову, что он совершил преступление и разговор в машине записывался ОБЭПовцами. Через неделю, 16 августа 2004 года, по представлению УВД Западного административного округа прокуратура возбудило против Бичарова уголовное дело по ст.30 и ч.2 ст.291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу), после чего жителю Москвы были предъявлены соответствующие обвинения.
Теперь, если суд признает его виновным, Ильдару Бичарову грозит до 8 лет лишения свободы.
Впрочем, как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат обвиняемого, на самом деле все было по-другому. Бичаров действительно нарушил правила дорожного движения, однако, когда его остановили инспекторы УГИБДД, он сказал, что готов заплатить штраф в размере 500 рублей. Тем не менее его еще около получаса продержали в патрульной машине, «подводя разговор к даче взятки». За это время был составлен и протокол об административном нарушении. Но в итоге Бичаров все же согласился заплатить 930 рублей. Этот момент разговора был записан сотрудниками ОБЭП на аудиопленку.
По мнению адвоката, операция, которую проводили ГИБДД и ОБЭП, вообще была незаконной.
«Дело в том, что проводить такие мероприятия можно в отношении лиц, которые либо совершили преступление, либо собираются его совершить – но тут речь шла о водителях, которые никаких преступлений не совершали», — говорит Михаил Маров. Что касается Бичарова, то его, по словам адвоката, просто «подставили»: «Штраф за нарушение правил ПДД составлял 500 рублей, а Бичаров якобы пытался дать взятку почти в тысячу рублей, что, согласитесь, нелогично». При этом обвинение, заявил адвокат, строится только на показаниях сотрудников ГИБДД и ОБЭПа, участвовавших в незаконной операции, а также аудиозаписи, сделанной в машине. «Никаких экспертиз следствием не проводилось вообще», — говорит Маров.
По его словам, еще во время следствия, защита ставила вопрос о закрытии уголовного дела и признании доказательств недопустимыми. Однако следователи отказали адвокатам. На предварительных слушаниях уже в суде защита Бичарова вновь заявила ходатайство о недопустимости доказательной базы обвинения. «Однако нам было отказано, — сообщил Михаил Маров. – А прокурор сказал, что это ходатайство рассматривать пока преждевременно».
«Я считаю, что обвинение Бичарова незаконно и уголовное дело против него возбуждено необоснованно», — сообщил адвокат.
В свою очередь, в пресс-службе столичного УГИБДД сообщили, что хотя материалов дела о взяткодателе не видели, но знают, что 9 августа 2004 года сотрудники ОБЭП действительно проводили мероприятие по выявлению водителей, желающих незаконным путем уйти от штрафов. «Не он же один был тогда остановлен за нарушение правил инспекторами дорожно-постовой службы – но больше никто им денег не предлагал», — заявили представители УГИБДД, добавив, что незаконным действиям Бичарова есть все доказательства: в частности, сотрудники ОБЭП вели не только аудио-, но и видеозапись. «Если бы водителя провоцировали на взятку, то никакого дела возбуждено бы не было», — подытожили в УГИБДД
На вопрос, какому числу сотрудников УГИБДД Москвы с начала этого года были предъявлены обвинения во взяточничестве, в пресс-службе ответить не смогли, лишь сообщив, что «такие дела были».
Как считают российские правозащитники, взяточничество на дорогах искоренять необходимо — но начинать нужно не с водителей, а с инспекторов.
«Гораздо проще привлекать к ответственности не многочисленных сотрудников ГИБДД, которые берут взятки, а водителей, которые вынуждены следовать неписанным дорожным правилам, установленным теми же инспекторами, — заявила глава «Москвоской Хельсинкской группы» Людмила Алексеева. — Хотя со взяточничеством нужно бороться — это не выход».