Действующая модель налогообложения нефтяной отрасли несовершенна, и ее необходимо менять — налоги чрезмерно высоки и душат нефтяников, утверждают представители отрасли. Правительство же не спешит расставаться со свердоходами от высоких мировых цен на нефть, которые пополняют Стабилизационный фонд.
Чиновники признают, что налоговая нагрузка на нефтяников достигла предела и система налогообложения нуждается в совершенствовании. Но это не означает, что правительство готово снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании.
Как отметил, выступая на конфернции «Влияние налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли России», начальник управления инвестиционного анализа НК «ЛУКойл» Андрей Гайдамака, налоговая нагрузка на нефтяные компании повысилась не адекватно росту цен на производимую ими продукцию.
За последние три года цены выросли в 2 раза, а налогов приходится платить больше втрое.
Если в 2001 году чистая прибыль компании «ЛУКойл» составляла 17%, то на 2005 год она прогнозируется в размере всего 9–10%. «Это немного. Норма доходности на вложенный капитал должна составлять не менее 14–15%», — считает Гайдамака. По его мнению, сегодняшняя система налогообложения плоха тем, что не стимулирует компании к наращиванию добычи и разработке новых месторождений.
«Цены на нефть растут, но, как только они перешли границу $26 за баррель, к нефтяным компаниям это уже не имеет никакого отношения: хоть цены до $60 вырастут — все уходит в бюджет. Государство, безусловно, за последние годы научилось собирать налоги», — говорит представитель «ЛУКойла».
Директор департамента макроэкономического прогнозирования Андрей Клепач уточнил, сколько именно отдают нефтяные компании. Как оказалось, данные Минэкономразвития отличаются от оценок самих нефтяников всего на 10%.
По словам Клепача, при существующей системе налогообложения компании отдают государству 90% доходов, полученных сверх цены $25 за баррель, то есть практически все. «Мы пришли к предельному уровню налоговой нагрузки на нефтяную отрасль», — заявил он.
Изначально привязка НДПИ к мировым ценам на нефть устанавливалась как временная мера для обеспечения эффективного администрирования налога. Доля налогов в выручке компаний увеличилась с 27% в 2001 году до 36% в 2003-м.
Предполагалось, что такая схема взимания НДПИ будет действовать до 1 января 2005 года. Сейчас этот срок продлен еще на два года — до 31 декабря 2006 года. Только после этого будет введена единая ставка в размере 16,5% — она уже не будет колебаться от изменения мировых цен на нефтьПри ценах ниже $30 за баррель новый НДПИ возрастает с 19 до 22%, а при цене выше $45 — до 30%.
Как отметил президент Института энергетической политики Владимир Милов, экспортные пошлины во всем мире используются как «заградительный механизм, когда государство не хочет, чтобы что-то вывозилось из страны». В России же они также используются в качестве способа наполнить бюджет.
Пока никаких признаков того, что государство откажется от политики выкачивания денег из нефтяников для наполнения бюджета, нет. Так, с 1 января 2005 года будет введен в действие новый механизм изъятия НДПИ. В соответствии с ним ставки будут еще сильнее варьироваться в зависимости от колебания мировых цен на нефть: они будут меньше нынешних при цене на нефть ниже $20 за баррель, но больше нынешних при более высокой цене.
По оценкам аналитиков, в 2005 году цена на нефть вряд ли опустится ниже $30, поэтому государство внакладе не останется. Помимо этого, с 1 декабря 2004 года экспортная пошлина на нефть повысится с $87,9 до $101 за тонну. Что касается перспектив дифференциации НДПИ, в Минфине заявляют, что подобные «эксперименты» грозят потерей приличных сумм в бюджете, а потому неуместны.