Пока человек не получает зарплату, никто не отчисляет за него налоги в Пенсионный фонд. Это означает, что и платить Пенсионному фонду России за выпавшие из трудового стажа годы будет нечем.
Пока правительство готово включить в трудовой стаж только два нестраховых периода — по одному на каждый пол. Для мужчин это служба в армии по призыву, а для женщин – полтора года по уходу за ребенком после его рождения.
Об этом сообщил вице-премьер России Александр Жуков на встрече президента России Владимира Путина с членами кабинета министров.
Закон о включении нестраховых периодов в трудовой стаж при расчете пенсии, официально именуемый законом «О внесении изменений и дополнений в статью 30 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», одобрен Госдумой в 2003 году в трех чтениях. Но принятие этого закона заблокировал Совет федерации в мае 2003 года.
Причина одна – не решен вопрос о том, где взять деньги для того, чтобы оплатить людям пенсию за те годы, когда они реально не работали. Пенсионный фонд также был против принятия закона, так как его исполнение требовало бы дополнительных расходов. Было даже подсчитано, что для исполнения норм закона, если он будет принят, потребуется 12 млрд рублей в год.
Чиновники Пенсионного фонда давно заявляют, что снижение единого социального налога (ЕСН), из которого финансируются выплаты пенсионерам, пробило брешь в бюджете ПФР. Именно для восполнения дыры в бюджете ПФР из системы формирования накопительной части трудовой пенсии в апреле этого года были исключены люди до 1967 года рождения.
Но вот правительство определилось, где взять деньги, – из бюджета.
Дополнительные доходы государства от высоких цен на нефть на мировом рынке составили за девять месяцев этого года 531 млрд рублей. Из этой суммы можно выделить 12 млрд, чтобы заплатить мужчинам за годы, отданные священному делу службы в армии, и женщинам за воспитание детей.
Председатель Общественного совета по пенсионным накоплениям, заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Еремеев сообщил «Газете.Ru», что с точки зрения социальной защиты населения хорошо, что государство уделяет внимание таким проблемам, как включение нестраховых периодов в трудовой стаж.
«С другой стороны, нам было еще раз продемонстрировано, что ПФР — просто транзитная организация для денег пенсионеров, и данные средства не будут использованы, например, в накопительной системе, — считает Олег Еремеев. — Ведь те, кто служит в армии, — молодые люди, и средства, перечисляемые в ПФР за время их службы, могли бы быть использованы в качестве долгосрочного инвестиционного ресурса, ведь этим юношам до пенсии еще по 40 лет каждому».
Заместитель генерального директора ЗАО «Национальная управляющая компания» Никита Коренцвит считает, что заявление вице-премьера Жукова не очень понятно для участников рынка, в нем много декларативного. Остается, например, непонятным, в каком размере будут проходить отчисления из бюджета (в минимальном ли размере – с 1 тыс. рублей, или как-то иначе) и на какие категории платежей эти взносы будут разделены (будет ли там платежи на накопительную часть трудовой пенсии).
«Так что пока заявление родило больше вопросов, чем ответов на них», — отмечает Коренцвит.
И больше всего неясности слова Жукова внесли в ответ на вопрос, что будет, если намерения государства снова будут лишь декларацией. Сейчас наполняемость бюджета высока, и правительство готово платить пенсионные взносы за солдат срочной службы и молодых матерей.
Но если цена нефти на мировом рынке упадет и у бюджета не станет «лишних» денег, то обязательства правительства платить хотя бы за два вышеназванных нестраховых периода пока не закреплены законодательно, так что об обещаниях правительства можно будет забыть.