В суде Ленинского района Новосибирской области начался процесс по делу местного наркобарона Николая Чернова. Следователи прокуратуры говорят, что делец такого масштаба на скамье подсудимых впервые – при обыске в его особняке было найдено 9 кг героина, а доказанная следствием легализация криминальных доходов превышает 15 млн рублей.
«Дело Чернова» стало раскручиваться два года назад, когда в руки оперативников попал один из его подручных, мелкий наркоторговец Сергей Нарушвили. Правда, во время следствия и суда никого из своих сообщников Нарушвили не сдал. Ленинский суд приговорил его тогда к 6 годам лишения свободы. Но когда наркодилер попал за решетку, оперативная работа с ним продолжилась, и он сообщил следователям имя своего поставщика — Николая Чернова.
Несмотря на 45-летний возраст, в поле зрения правоохранительных органов Чернов попадал лишь однажды — в молодости он получил небольшой срок за хулиганство (как впоследствии Чернов рассказал дознавателям, судимость помогла ему обзавестись связями в криминальном мире). Тем не менее за Черновым было установлено наблюдение, его телефонные переговоры стали прослушиваться.
Оказалось, что наркобарон занимался только оптовыми поставками наркотиков в Новосибирск из Средней Азии и Афганистана.
28 февраля в момент передачи крупной партии героина Чернова взяли с поличным. При обыске в Toyota Land Cruiser у него нашли 110 г героина (в тот момент, до вступления новой редакции закона, крупным размером считалось 0,1 г), пистолет «Стражник» и патроны. Пришедших на встречу с Черновым его знакомых милиционерам пришлось отпустить – ни оружия, ни наркотиков у них не нашли.
Затем оперативная группа провела обыск в коттедже Чернова в поселке Краснообск. Коттедж оказался записан на 80-летнего отца Чернова, однако во время обыска он оказался в этом доме впервые – сын практически не поддерживал с отцом отношений. Размеры и убранство коттеджа поразили сотрудников милиции. В нем было несколько каминов, дорогие ковры и шкуры экзотических зверей на полу, средневековое оружие, картины и антиквариат, самая новая бытовая и видеотехника. В гараже стояло несколько иномарок.
На чердаке коттеджа милиционеры нашли три термоса с 9,2 кг героина на 10 млн рублей. Также в особняке нашли пистолет Макарова и патроны.
На банковских счетах у Чернова оказалось несколько десятков миллионов рублей, а сам он признался, что раз в две недели «летал отдыхать на острова, чтобы не дать сойти загару».
Сотрудничать со следствием Чернов отказался. «Вы же понимаете – я выйду, меня подельники просто убъют, если я кого-то сдам», — объяснил он. Кстати, задерживаться в заключении Чернов не собирался – он прямо заявил оперативникам, что откупится, и «сидеть ему от силы год-полтора». Наркоторговлю, которой он занимался, по собственному признанию, с 1975 года, Чернов считает нормальным и даже полезным для общества бизнесом: «Я очищаю город от всякой наркоманской швали».
Прокуратура Ленинского района Новосибирска предъявила Чернову обвинения по трем статьям Уголовного кодекса: 228-й (незаконные приобретение, хранение и сбыт наркотических средств в особо крупном размере), 222-й ч. 1 (незаконное приобретение, хранение основных частей оружия, боеприпасов) и ст. 174-й ч. 2 (легализация денежных средств, приобретенных преступным путем). Однако, как сообщила «Газете.Ru» выступающая на процессе гособвинителем Елена Деркач, последнюю статью, по которой предусмотрен срок наказания до 10 лет, с подсудимого, похоже, придется снять – доказательная база по ней у следствия достаточно слабая, хотя известно, что с целью отмывания денег Чернов вкладывал их в торговлю. Но и без этого, по словам прокурора, «срок ему светит основательный».
Всего на процессе выяступят 15 свидетелей: сотрудники оперативных структур, сообщники Чернова и его сожительница. Правда, накануне процесса она отказалась от своих признательных показаний, заявив, что давала их «под давлением».
В четверг в суде Чернов сообщил биографические сведения о себе. У него среднее образование – сразу после школы он попал в тюрьму. Официально женат он никогда не был, а на вопрос судьи Анны Турченко, есть ли у него несовершеннолетние дети (это может быть смягчающим обстоятельством), Чернов ответил, что есть только 19-летний сын. «Несовершеннолетние, правда, тоже есть, но они далеко отсюда, и это к делу не относится», — уточнил подсудимый.
Защищать Чернова будут два адвоката: Виктория Старцева и Оксана Боцан. Последняя попросила дать ей срок для ознакомления с делом – Чернов нанял ее перед самым судом. Судья пошла ей на встречу, и до 29 ноября в деле объявлен перерыв.