«Demented forever!» — так пели заговорщики-киноманы из позднего шедевра Джона Уотерса «Безумный Сесил Б.», отчаянные фрики, отдавшие жизни за право смотреть фильмы кунг-фу, порнографию и истории о нападениях помидоров-убийц. «Безумные навсегда» хорошо поются хором, нужно только найти единомышленников. Хороший шанс спеть старую песню о главном представится в залах «МДМ-кино», где пройдет Второй фестиваль трэша. Например, перед началом показа драматического триллера «Гондон-убийца». Или после эротического шедевра «Первый секс».
Соблазн закричать что-нибудь хором про беспощадную войну Голливуду и храбрым партизанам студии «Трома», уже четверть века снимающей изуверские ленты о Токсичном мстителе, Тромео и Джульетте, Макроженщине и нацистах-серфингистах, очень велик. Механическое пианино кинопроката исправно развлекает, но редко трогает.
Смущает только одно: действительно безумных зрителей здесь крайне мало.
Трэш-кино появилось в России как готовая и срежиссированная мода, элемент актуальности – что-то вроде антиглобализма, непременное увлечение каждого мыслящего тростника. Миновав стадии классики, вроде «Розовых фламинго» и «Женских проблем» Джона Уотерса, или более дремучие и захватывающие истории, вроде «Человека с рентгеновскими глазами» или «Дракулы в Пакистане» 1967 года, трэш в России сразу обрел оголтело-современный вид. Что жаль – традиции трэша в нашей стране вполне фундаментальны, чего стоили только фильмы студии Довженко.
Все сказанное, впрочем, не отменяет радости от происходящего. Ведь в конечном счете все ленты фестивальной программы – это своего рода дистиллят того, что мы видим на экранах, скажем, респектабельного «Пушкинского», кристаллизация тем, которые мейнстрим транслирует в полупереваренном виде.
Хитом программы можно считать ленту «Каннибал! Мюзикл» — опус одного из режиссеров «Южного парка» Трэя Паркера, глумливо основанный на реальных событиях. 150 лет назад группа золотоискателей оказалась отрезана от мира в горах Колорадо. Началась известная горская игра «должен остаться только один из нас» — сильнейшие поедали слабейших.
Единственный выживший по имени Альфред Пакер стал первым человеком, осужденным в США за каннибализм.
Обо всем этом и поведает с песнями и плясками паркеровский «Каннибал».
Другим поучительным зрелищем будет «Первый секс» — молодежная эротическая комедия. Сюжет, в сущности, повторяется, только на этот раз горным обвалом отрежет от мира компанию тинейджеров во главе с похотливой пионервожатой, и станут они не есть друг друга, а любить со всем жаром молодости. Фильму, кстати, уже больше двадцати лет, что, разумеется, добавляет картине авторитета.
А вот «Гондон-убийца» (да простят нас чувствительные читатели – именно такое название значится в афишах фестиваля) — это новодел 1996 года выпуска. Фильм немецкий, но дело происходит в Нью-Йорке, где гей-детектив расследует дело о страшном зубастом презервативе, погрузившем город в пучину паники.
Есть на фестивале и российский фильм, и это не «Сибирский цирюльник». «Оффшорные резервы» — это триллер продолжительностью 15 минут, рассказывающий о гуманитарной помощи, куриных окорочках, России и женщине, которая боялась денег.
Всего будет показано семь картин. Идти можно на любую – предположение, что мусор может быть лучше и хуже, оскорбительно для самой идеи жанра.
Отдать должное заступникам истинных ценностей из «Тромы» — это не труд, а радость, несмотря на некоторую настырность Ллойда Кауфмана и Макла Герца, уже тридцать лет настаивающих на собственной культовости. Возразить нечего – и вправду, прости господи, культовые.
Второй фестиваль трэша, «МДМ-кино», 28–29 октября.