Как сообщил во вторник источник «Газеты.Ru» в окружении губернатора Воронежской области, Владимир Кулаков отправил телеграмму президенту Владимиру Путину.
Воронежский губернатор попросил российского президента вмешаться в планы правительства, которое якобы обещало бразильской компании Embraer победу в тендере «Аэрофлота» на поставку полусотни региональных самолетов – в обмен на покупку бразильской стороной российских истребителей Су-35 фирмы «Сухого».
В телеграмме губернатор Кулаков пишет, что бразильские региональные самолеты – прямые конкуренты российско-украинского Ан-148. В ближайшее время начнутся сертификационные испытания Ан-148, а серийная сборка будет запущена в конце следующего года на воронежском авиазаводе, и если национальный перевозчик выберет Embraer, то «подорвет возможности продаж самолетов Ан-148 на российском и международном рынке и нанесет серьезный ущерб дальнейшему развитию отечественного авиастроения».
Сегодня, продолжает губернатор Кулаков, Ан-148 — единственный реальный проект отечественного гражданского авиапрома, способный в кратчайшие сроки обеспечить не только удовлетворение растущего спроса российских авиакомпаний на региональные самолеты, но и выход на международный рынок.
Отправляя президенту Путину телеграмму, губернатор Кулаков дает понять, что ряд правительственных чиновников действительно лоббирует закупку «Аэрофлотом» бразильских самолетов в интересах «Сухого».
Ведь информация о грядущих взаимных победах в тендерах «Аэрофлота» и ВВС Бразилии до сих пор была неподтвержденной: российские чиновники говорили об этом неофициально, а бразильские – со ссылкой на министра обороны страны — вообще категорически опровергли подобного рода переговоры с Россией.
Член тендерной комиссии, начальник службы планирования и развития парка воздушных судов «Аэрофлота» Сергей Колтович заявил «Газете.Ru», что ни к нему, ни к другим топ-менеджерам еще никто не обращался с просьбой выбрать Embraer победителем тендера:
«Даже если у чиновников Минобороны или Рособоронэкспорта есть желание продвинуть в Бразилию российские истребители за счет «Аэрофлота», то они должны понимать, что тендер проходит в открытом формате и окончательный выбор – не за ними, а за советом директоров и акционерами».
По словам господина Колтовича, тендерная комиссия уже завершила работу над первым этапом тендера (соответствие техническим запросам «Аэрофлота») и свои рекомендации во вторник представит гендиректору «Аэрофлота» Валерию Окулову.
Что это за рекомендации, он отказался сообщить, поскольку «окончательное решение по итогам первого этапа должен принять гендиректор вместе с тендерной комиссией»: «Вполне вероятно, что во второй этап выйдут все участники тендера, а может быть, кто-нибудь из них отсеется».
На втором этапе национальный перевозчик рассмотрит ценовые предложения и оценит рентабельность эксплуатации предлагаемых самолетов применительно к маршрутной сети «Аэрофлота».
Пока же за этот контракт борются пять компаний. Это ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (проект Russian Regional Jet, RRJ), «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК с российско-украинским Ан-148), ОАО «Туполев» (Ту-334), бразильская самолетостроительная корпорация Embraer (ERJ-170/175, ERJ-190/195) и канадская фирма Bombardier (CRJ-700).
Судя по последним интригам вокруг тендера «Аэрофлота», фаворитами можно считать ИФК и Embraer. Кто из них победит, зависит от лоббистских возможностей.
Воронежский губернатор, попросивший президента за ИФК, уже прославился тем, что по его просьбе Владимир Путин настоял на покупке «Аэрофлотом» шести Ил-96.
Не исключено, что и в этот раз он прислушается к мнению выходца из спецслужб Владимира Кулакова.
Влияние фирмы «Сухого» тоже нельзя недооценивать. До ноябрьского визита Владимира Путина в Бразилию ему нужно убедить президента выступить гарантом покупки «Аэрофлотом» бразильских региональных самолетов в обмен на поставку бразильским ВВС истребителей Су-35. Это равнозначные контракты – на $750 млн каждый.