Дело происходит в Красноярском крае, где управление Федеральной антимонопольной службы уже не первый месяц преследует продавцов топлива.
Причиной очередного обострения отношений послужило заявление Галины Голубевой, заместителя директора крупнейшего местного поставщика топлива — ОАО «Красноярскнефтепродукт» (КНП). Госпожа Голубева во вторник уверила местную общественность, что
цены на горючее в крае обязательно вырастут, так как выросла закупочная цена на него, что, в свою очередь, объясняется общим повышением в стране и мире цен на нефть и продукты ее переработки.
Галина Голубева добавила, что в последний раз КНП повышал отпускные цены в начале сентября этого года. С тех пор торговый дом «ЮКОС-М», основной поставщик нефтепродуктов на рынок Красноярского края, повышал цены уже четырежды.
Заместитель руководителя управления ФАС по Красноярскому краю Олег Харченко не согласился с мнением замдиректора Голубевой и считает, что намерение КНП повысить цены на топливо вызвано отнюдь не объективными причинами.
Свою версию он объясняет тем, что КНП покупает бензин и дизтопливо не напрямую у ТД «ЮКОС-М», а через ООО «Оптнефтепродукт», свое дочернее предприятие. Схема с компанией-перепродавцом, по мнению господина Харченко, используется для увода части прибыли: сам КНП работает на грани банкротства, прибыль получает перепродавец.
Конкретных обвинений замруководителя УФАС не выдвинул, однако заявил, что доказательства у него есть и они будут предъявлены на рассмотрении этого дела в ФАС.
Замдиректора КНП Галина Голубева ответила чиновнику, что «Оптнефтепродукт» создан специально для работы с акцизными платежами с продажи бензина. По ее словам,
компания была создана для того, чтобы, во-первых, решить вопрос по уплате акцизов в краевой бюджет, а во-вторых, не ограничивать возможности компании по работе с поставщиками.
Как пояснила госпожа Голубева, начиная с 2003 года начал применяться новый порядок сбора акцизов на бензин: акциз должны уплачивать не производители нефтепродуктов, как было раньше, а непосредственно розничные продавцы либо посредники. Собранные средства распределяются между региональным и федеральным бюджетами. В крае — большое количество розничных продавцов, зарегистрированных в других регионах, продолжала Галина Голубева, которые должны были уплачивать акцизные сборы за пределами Красноярского края. Для того чтобы оставить эти средства в краевом бюджете, и был создан «Оптнефтепродукт», зарегистрированный в Красноярске. «Оптнефтепродукт» покупал топливо и перепродавал их КНП после уплаты акцизов.
Госпожа Голубева объяснила, почему центром выплаты акцизов не стал сам КНП, также зарегистрированный в Красноярском крае: чтобы избежать двойной уплаты акцизов. Такое возможно, если КНП купит топливо с уже включенным акцизом.
Начальник управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций администрации Красноярского края Денис Пашков подтвердил версию Галины Голубевой. По его данным, все расходы, которые несет «Оптнефтепродукт», по факту были вычтены из издержек КНП.
Эти расходы включены в стоимость закупаемого у «Оптнефтепродукта» топлива, никаких иных ценовых надбавок при перепродаже при этом не происходит.
Такая схема работы обеспечивает минимальные затраты.
Однако в качестве причины того, что плательщиком акцизов стал не КНП, а его дочерняя компания, начупр Пашков назвал уменьшение объема отвлеченных средств. Денис Пашков также подтвердил информацию, что закупочные цены поднимались поставщиком три раза в течение сентября.
Специалист пресс-службы красноярского филиала «ЮКОС-М» Лариса Родина возразила и Галине Голубевой, и Денису Пашкову. По ее данным, ее компания в сентябре поднимала цены лишь один раз, в первых числах месяца, а недавно повысила отпускную стоимость бензина марки А-80.
«ФАС постоянно выступает с громкими заявлениями, а через полтора-два месяца сама же их дезавуирует», — отметил Денис Пашков.
В данном же случае, по его мнению, нет никакого интереса для антимонопольной службы: нет никаких признаков ограничения свободы конкуренции, а появление цепочки посредников — это лишь управленческое решение.
Замруководителя Олег Харченко настаивает, что никаких управленческих удобств от указанной схемы закупки нефтепродуктов нет.
Окончательно отношения стороны выяснят 17 ноября — на заседании комиссии УФАС, где будут рассматриваться причины повышения цен на бензин в течение последних нескольких месяцев.