Зампредседателя комитета Государственной думы по безопасности Михаил Гришанков предложил в понедельник принять «довольно жесткий» закон, ограничивающий потребление пива. Выступая на «круглом столе» о проблемах, связанных с потреблением алкогольных напитков и пива подростками и молодежью, он сказал: «Нужно завершить дискуссию о том, является ли пиво алкогольным напитком или нет. Я думаю, что пиво — это алкогольный напиток». И последствия употребления пива могут быть «весьма пагубными».
«Мы должны воспитывать культуру потребления пива. Мы должны выстраивать те правила, которые существуют в цивилизованном мире», — отметил депутат. И поэтому «закон нужно принять как можно скорее. Не надо пугаться ограничений». То есть вводить законодательные ограничения не только на пиво, но и на слабоалкогольную продукцию. Тем более что реальный результат от ограничений появится не сразу, а только через несколько лет, считает депутат. Директор департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Сергей Апатенко поддержал Гришанкова, приведя такую статистику: по данным министерства, средний возраст употребляющих пиво подростков составляет 12–13 лет. «Если следовать букве закона, вовлечение подростков в систематическое употребление вина и пива не влечет за собой административную и уголовную ответственность», — подчеркнул Апатенко. И предложил внести изменения в законодательство в этой части.
Председатель комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова добавила, что 65% подростков, которые употребляют пиво в течение года, затем переходят на крепкие напитки и наркотики. Поэтому безобидным распитие пива считать нельзя.
Впрочем, не все участники дискуссии были столь категоричны. Например, руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов поймал Гришанкова, сославшись на мировые нормы потребления пива. По словам Мамонтова, в России употребление пива составляет 50 литров на человека в год, тогда как в Чехии, например, 162 литра. Поэтому регулировать употребление пива законом об алкоголе неэффективно, считает Мамонтов.
Вместе с тем, отметил Мамонтов, пивовары не отрицают, что в пиве есть алкоголь.
И даже согласны на ограничение продаж: «Розничная продажа пива детям, не достигшим 18 лет, должна быть запрещена соответствующими нормативно-правовыми актами», — сказал Мамонов. И обещал знак соответствующий разработать, который каждый продавец наклеит на кассовый аппарат и про который тот час же забудет, как и про висящий рядом аналогичный «антисигаретный» знак.
У людей, продающих подросткам пиво, появились сторонники и в комиссии Совета федерации по делам молодежи и спорту. 12 октября они обнародовали поправки в закон «О рекламе», которые снимают ограничения на спортивное спонсорство для пивоваренных компаний. Комиссия утвердила проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе». Он устанавливает, что действующие ограничения на рекламу пива не распространяются на рекламу спонсоров международных и общероссийских спортивных мероприятий для спортсменов старше 18 лет в период их проведения и трансляции в радио- и телепрограммах. То есть все болельщики России получат вместе со спортивным зрелищем рекламу пива в полном объеме.
Спортсменов можно понять: до введения ограничивающего закона производители пива поддерживали проведение и трансляцию примерно 70% спортивных мероприятий. И тратили на свою спонсорскую деятельность около $50 млн. А после 5 сентября, когда он вступил в силу, ведущие пивовары были вынуждены на 80–90% отказаться от спонсорства международных и общероссийских соревнований, спортивных клубов и телетрансляций спортивных мероприятий. Во сколько гражданам России обходится лечение пивного алкоголизма, пивовары не уточняют.