В пятницу уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин представил справочник для заключенных, основанный на комментариях к федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С помощью сборника омбудсмен собирается информировать заключенных об их правах. Также предполагается, что брошюра пригодится и правозащитникам, следователям, адвокатам и самим тюремщикам.
Каждая статья закона помимо комментариев снабжена информацией о международных стандартах обращения с заключенными, а в приложениях указаны адреса региональных органов прокуратуры, правозащитных организаций и местных омбудсменов.
Книга вышла тиражом 2,5 тыс. экземпляров, большая часть из них поступит в тюремные библиотеки.
Омбудсмен уверен, что на зоне книгу читать будут и с юридическими понятиями разберутся. «Не следует недооценивать юридическую грамотность тех, кто содержится под стражей. Когда человек попадает в тюрьму, он первым делом начинает живо интересоваться своими правами, — заявил Лукин и пошутил: — Своя решетка ближе к телу». Омбудсмен надеется, что такая «литературная» помощь сократит количество обращений заключенных в адрес уполномоченного, которое пока что постоянно растет.
За первые девять месяцев 2004 года, по данным Лукина, таких обращений было больше полутора тысяч. За это же время, по словам омбудсмена, удалось восстановить права 7431 осужденных. Чаще всего заключенные жалуются на «незаконные действия администраций и учреждений, неудовлетворительные условия содержания и медико-санитарного обслуживания, нарушения норм трудового законодательства, применение физической силы», отметил Лукин.
Омбудсмен рассказал о наиболее вопиющих, на его взгляд, случаях нарушений прав заключенных в местах лишениях свободы, по которым он обращался в Минюст. Например, три месяца осужденных в штрафном изоляторе УП-288/31 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю кормили лишь хлебом и капустой. По мнению Лукина, такие действия тоже подпадают под определение «пытка». В одной из колоний в Республике Коми к обыску привлекли спецназ, который так увлекся проводимым мероприятием, что начал изощренно унижать заключенных.
Помимо подобных издержек в местах заключения серьезные проблемы с медицинским обслуживанием.
«Только половина исправительных учреждений Минюста имеют лицензию на медицинскую деятельность. Ситуация дикая и катастрофичная», — отметил Лукин.
Однако, по словам омбудсмена, «реакция Минюста на эти обращения пока что неоднозначная, а порой даже раздраженная».
Впрочем, на сей раз Министерство юстиции на уполномоченного не злилось. Заместитель начальника ГУИН Минюста Олег Филимонов с омбудсменом во многом согласился и даже поблагодарил его «за внимание и поддержку, которые он оказывает исправительной системе». Филимонов отметил, что в ряде случаев Россия пока не успевает за мировыми стандартами. И тут же посетовал, что в тюрьмах сейчас сидит совсем не тот контингент — «почти вдвое возросло количество заключенных, отбывающих наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления». Кроме того, по словам Филимонова, в местах заключения становится все больше больных. Правда, почему при этом эти самые места заключения сидят без лицензий и врачей, говорить не стал.
Тем не менее заключительный комментарий Лукина звучал оптимистично. Он отметил, что «ситуация в местах лишения свободы в последние годы несколько улучшилась — мы идем от ужасного к плохому».
По мнению правозащитников, мы так и остаемся на уровне «ужасного». Чтобы «ситуация в тюрьмах как-то менялась, необходима добрая воля, в нашей же стране исходят из соображения, что тюрьма должны быть рукотворным адом и при одной мысли о ней человек должен обливаться холодным потом», — сказал «Газете.Ru» представитель общероссийского движения «За права человека» Евгений Ихлов. Интерес общества к происходящему в местах заключения оказывает сдерживающий эффект на то, что там творится. Но сама система настолько закрыта, что сложно существенно изменить ситуацию, считает правозащитник. Кроме того, «сроки осуждения за ненасильственные преступления чрезмерны, институт помилования практически уничтожен. Пока не будет преодолена тенденция судей в большинстве случаев избирать в качестве меры пресечения содержание под стражей, пока не начнется строительство нормальных тюрем и СИЗО, не будут должным образом оборудованы медсанчасти, а их сотрудники не будут выведены из подчинения Минюсту, мало что изменится в лучшую сторону», — отметил Ихлов.