В четверг в Европейском суде по правам человека в Страсбурге началось рассмотрение исков шестерых жителей Чечни к России. Магомед Хашиев, Роза Акаева, Медки Исаева, Зина Юсупова, Либкан Базаева и Зара Исаева обвиняют российские федеральные власти в нарушении своих гражданских прав. Истцы утверждают, что они сами либо их родственники пострадали в результате незаконных действий российских федеральных войск. Государство, считают они, нарушило три статьи Европейской конвенции по правам человека: статью 2 («Право на жизнь»), статью 3 («Запрет на пытки и бесчеловечное обращение») и статью 13 («Право на справедливое судебное разбирательство»). Все иски касаются событий 1999–2000 годов.
Истцы просят возместить им моральный ущерб в размере от €10 тыс. до €30 тыс.
В заявлениях, поданных в Европейский суд, речь идет об исчезновениях родственников, внесудебных казнях и уничтожении имущества. Например, у Магомеда Хашиева в январе 2000 года в Грозном погибли брат и сестра, а Роза Акаева потеряла двух сыновей и брата. «Гибель родственников Хашиева и Акаевой — результат зачистки Старопромысловского района. Во время проверки паспортного режима федеральными войсками здесь были убиты ни в чем не повинные мирные люди», — рассказали «Газете.Ru» в правозащитной организации «Мемориал», юристы которой занимались подготовкой этих дел к рассмотрению в суде. По словам исполнительного директора «Мемориала» Татьяны Касаткиной, уголовные дела по этим фактам не возбуждались до мая 2000 года, а расследование их практически не велось. «Хотя, казалось бы, установить, кто именно проводил проверку паспортного режима в районе, было достаточно просто», — считает она.
Медки Исаева, Зина Юсупова и Либкан Базаева попали под бомбежку во время эвакуации из Грозного в октябре 1999 года. Исаева была ранена, погибли двое ее детей и невестка. Юсупова тоже получила ранения, а Базаева лишилась всего имущества, которое находилось в уничтоженном взрывом автомобиле.
«29 октября 1999 года беженцы пытались выехать из Чечни в Ингушетию через пропускной пункт «Кавказ-1» на границе двух республик. Но его закрыли, и люди были вынуждены вернуться. В районе села Шаами-Юрт по дороге в Грозный колонну беженцев расстреляли с воздуха. Десятки людей погибли и получили ранения. Уголовное дело по этим фактам возбудили, но впоследствии закрыли за отсутствием состава преступления», — рассказала Касаткина.
Еще одна заявительница, Зара Исаева, лишилась сына и троих племянниц во время обстрела федеральными войсками селения Катыр-Юрт в феврале 2000 года. Тогда село оказалось в зоне спецоперации федеральных войск, преследовавших отряд боевиков.
В четверг стороны процесса представили свои позиции в суде.
По мнению ответчика, представителя правительства России в Страсбургском суде Павла Лаптева, заявители слишком рано обратились в Европейский суд. Они еще не исчерпали всех возможностей национального правосудия, передает РИА «Новости» его слова.
К примеру, заявил Лаптев, материалы по делу Исаевой, Юсуповой и Базаевой «однозначно говорят о том, что внутренние средства правовой защиты не были до конца использованы». Акаева же «сама не явилась в суд, хотя ей дважды посылали повестки; а ее адвокаты не хотят подавать новое заявление, хотя могут это сделать». По словам Лаптева, по делу Хашиева было вынесено судебное решение и он может получить компенсацию в 675 тыс. рублей. Ему, утверждает ответчик, выдали исполнительный лист, однако денег он до сих пор не получил. «Почему адвокаты Хашиева не подсказали заявителю, что надо делать? Очевидно, они добивались совсем не этого», — отметил Лаптев.
В случае с Зарой Исаевой все закончилось постановлением о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, отметил Лаптев. Однако, по его словам, она имеет право и возможность подать апелляцию, а также имеет право на компенсацию. «Почему это дело рассматривается в Страсбурге, а не в Батайске — это вопрос для всех», — сказал Лаптев.
Это первое слушание в Страсбургском суде по жалобе жителей Чечни.
Если будет принято решение в пользу заявителей, то не исключено, в дальнейшем в суд обратится огромное число людей с требованиями компенсаций за утраченную собственность и моральный ущерб. И российскому государству придется выплачивать немалые суммы.
Правда, правозащитники считают, что таких исков не будет много. «Страсбургское правосудие — прецедентное. И здесь прекрасно понимают, что положительным для истцов решением они просто откроют ящик Пандоры — начнется шквал аналогичных обращений. Но, зная, как мало дел доходит до рассмотрения в Страсбургском суде, думаю, что вал обращений не обернется валом решений», — сказал «Газете.Ru» представитель Общероссийского движения «За права человека» Евгений Ихлов.
«Нам больно, что сегодня Россия стала ответчиком в европейском суде. Очевидно, что нет смысла постоянно по таким делам обращаться в Страсбургский суд».
«Но прецедент нам очень важен. Правозащитники надеются, что это заставит работать национальное правосудие».
«А правительство поймет, что все эти факты нуждаются в расследовании, — заявила исполнительный директор «Мемориала» Татьяна Касаткина. — Кстати, Россия всеми силами пыталась затормозить рассмотрение «чеченских» дел в Страсбурге – суд просили отложить это дело до февраля 2005 года, но здесь решили иначе».
Решение по этому делу может быть принято в течение двух-трех месяцев. «Газета.Ru» о нем сообщит.