Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кремлевский диггер возвращается

В новой книге Елены Трегубовой «Прощание кремлевского диггера» кремлевские «мутанты» и их бытописательница меняются местами.

Новая книга Елены Трегубовой читается быстро. Не в смысле «взахлеб», а в смысле объема – полутора часов хватит даже самому вдумчивому читателю. Очень хочется ограничиться, соответственно, лаконичной рецензией – из пары печальных междометий. Но требования жанра неумолимы, поэтому перейдем к некоторым разъяснениям.

Вышедшая год назад книга бывшей журналистки, работавшей в Кремле, называлась «Байки кремлевского диггера» и действительно стала бестселлером года – за год продано порядка полумиллиона экземпляров.

«Байки...» до сих пор входят в десятку самых продаваемых нон-фикшен книг, соперничая в топовом долголетии с «Кулинарной книгой лентяйки» самой королевы книжного рынка Дарьи Донцовой.

Рецепт успеха зашифрован в названии. Во-первых, это действительно байки, а не привычное занудство политических мемуаров – уж чего-чего, а бойкости стиля у Трегубовой не отнять. Слово «кремлевского» не менее значимо: тайны власти — это всегда заманчиво. И, наконец, слово «диггер», отодвигающее автора от предмета его исследования. Действительно, лазутчику, проникшему в стан кремлевских обитателей, нет никакой причины блюсти корпоративную солидарность, а, следовательно, можно надеяться на желанную правду-матку.

Про правду-матку сказано без малейшей иронии. Люди у нас, может, и мало знают, но зато прекрасно чуют. И сразу же уловили принципиальное отличие трегубовских воспоминаний от прочих политических мемуаров – полную искренность. Автор «Баек…» действительно верила в то, что говорила, и всерьез считала необходимым это сказать, пусть и преступая нормы профессиональной этики. Именно это послужило залогом заслуженного успеха.

На трех китах легкости, скандальности и откровенности и уплыла удачливая дебютантка к тиражам со многими нулями.

В новой книге практически все слагаемые успеха остались на месте. Трегубова по-прежнему предельно искренна, стиль остался на месте, в книге все так же много политики, страстных монологов автора, конспирологических предположений и размышлений о судьбах России.

Исчезло лишь одно – кремлевские обитатели. Их место заняла сама Елена Трегубова. Казалось бы – замена «мутантов» на их бытописательницу несущественна. В конце концов, и первая книга явно принадлежала к жанру «Я и великие», достаточно глянуть на названия глав: «Мое знакомство с Александром Волошиным…», «Моя прогулка с Лужковым на катере в Берлине…», «Валя Юмашев звонит мне спозаранку домой…», «Нас с Дедушкой Ельциным накрывает проблема-2000».

Однако «мутанты», как окрестила журналистка обитателей Кремля, оказались тем гвоздем, на котором сруб и стоял. В «Байках…» Трегубова нарушила неписаное правило, согласно которому журналист всегда остается за кадром; написала по сути производственный роман о кремлевских журналистах – и выиграла.

Журналист может быть равнозначен своему визави, но не может быть самодостаточен. Эта профессия – обслуживающая, журналист лишь переносит информацию от кого-то или чего-то к читателю, а степень профессионализма задается способностью ее обрабатывать. Как только носить становится неоткуда, журналист либо становится кем-нибудь другим, либо исчезает вообще.

Что и произошло с Еленой Трегубовой.

Половину «Прощания кремлевского диггера» она долго, с малейшими подробностями описывает историю со свето-шумовой гранатой «Пламя», взорвавшейся у двери соседней квартиры вскоре после издания «Баек…».

Первая часть так и называется «Как взрывали меня». Потом, очевидно, поняв, что детальные подробности походов в милицию и маминых слез читателей не очень заинтересуют, пытается переключиться на что-то другое. Но говорить, похоже, не о чем. Вот и пришлось сиять отраженным светом «Баек…» — вторую часть именовать «Как взрывала я» и расписывать перипетии с изданием своей книги.

Эту «вторичность», кстати, прекрасно поняли и издатели – и название книги, и макет обложки настолько идентичны первому бестселлеру, что не оставляют никаких сомнений – перед нами всего лишь попытка снять «второй слив» с удачного проекта.

Елена Трегубова, «Прощание кремлевского диггера». Ad Marginem, 2004.

Новости и материалы
Российским водителям посоветовали греться от костров
Малышева сообщила о госпитализации матери
В США считают, что Трампу будет сложно закончить конфликт на Украине
Жители российского региона приняли странные огни в небе за «Орешник»
Вероятный кандидат на пост посла в США покинул Госдуму
Певец Иракли завел роман с дизайнером
Над Белгородской областью сбили беспилотник
Рак желчного пузыря все чаще поражает молодых, выяснили ученые
На видео попало, как вагоновожатый усмирил буйного пассажира тремя хуками
Сати Казанова рассказала, как восстанавливается после родов с помощью старинного метода
Расходы на БАМ решили снизить в пять раз
Замглавы НИИ МГТУ имени Баумана приговорили к 8,5 года колонии
42-летняя звезда «Ворониных» снялась в бюстгальтере
Гарик Харламов получил 151 штраф за нарушения ПДД
В Ростовской области нашли тело шестимесячного младенца и его покалеченного брата-близнеца
Пригожин раскрыл многомиллионные расходы на Валерию
Путин назвал впечатляющими результаты работы по сбережению исторической памяти
В Кремле заявили, что будут следить за выборами в Румынии
Все новости