Во вторник Мещанский суд продолжил заслушивать показания свидетелей обвинения по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Число опрошенных свидетелей уже перевалило за 50, что составляет примерно треть от общего числа представленных обвинением свидетелей.
Среди них уже были дворник, курьер, бывший руководитель отдела в администрации российского президента, неизвестные калмыки, разные бухгалтеры, руководители предприятий. На этот раз в Мещанский суд приехал депутат Государственной думы.
Это бывший депутат-одномандатник от воронежского округа, а теперь активный член фракции «Единая Россия» Николай Ольшанский. Ко всему прочему, Ольшанский был последним министром Советского Союза по производству минеральных удобрений. По этой теме он давал показания – рассказывал об эпизоде, связанном с переходом завода «Апатит» от государства под контроль Михаила Ходорковского.
В то время, когда в 1994 году завод «Апатит» пришел в плачевное состояние и его решили продавать, Ольшанский был председателем совета директоров Российской агропромышленной компании «Росагрохим». Кроме этого, он был членом Совета по аграрной политике при российском правительстве и занимал должность генерального директора АОЗТ «Флорахим». Как рассказал свидетель, последнее предприятие было создано в 1994 году «Росагрохимом» специально с целью приватизации предприятий апатитовой отрасли. Однако осуществить задуманное Ольшанскому помешал Ходорковский.
Из показаний выходит, что изначально «Росагрохиму» пообещал помочь банк МЕНАТЕП. «Флорахим» совместно с обществом «Маяк» (принадлежащим, по словам Ольшанского, МЕНАТЕПу), учредили компанию «Флора» для участия в приватизации «Апатита». 70% акций компании принадлежали «Маяку», а 30% — «Флорахиму». В итоге «Флорахим» оказалась единственной фирмой на конкурсе, которая не принадлежала всецело МЕНАТЕПу и всерьез намеревалась выиграть конкурс. Подготовка и публикация инвестиционного предложения были целиком на «Флорахиме», инвестиции же, предполагалось, внесет банк МЕНАТЕП. При этом Ольшанский и не догадывался, что МЕНАТЕП сам хочет принять в конкурсе деятельное участие.
«Флорахим», по словам Ольшанского, подготовил и опубликовал инвестиционную программу на $110 млн, при этом 90 из них предполагалось инвестировать в капитальные вложения и 20 — в социальную сферу. Однако, по непонятным свидетелю причинам, на конкурсе оказалась другая программа от «Флоры». Эта программа предполагала затраты в $620 млн. Причем подготовленный инвестиционный пакет оказался на конкурсе только после того, как побывал в «Маяке». По словам свидетеля, представитель банка МЕНАТЕП Сергей Абрамов заявил, что такую программу банк финансировать не может, и «Флора» была вынуждена отозвать свою заявку на участие в конкурсе, а двадцатипроцентный пакет акций достался подконтрольной МЕНАТЕПу «Волне».
Когда же проигравшие таким образом начальники «Росагрохима» пришли к Михаилу Ходорковскому с жалобой, тот, как рассказал свидетель, им посочувствовал и предложил поучаствовать в управлении завода, от чего Ольшанский отказался.
Впрочем, допрос Ольшанского закончился довольно странной сентенцией свидетеля. После того как он описал козни против своей компании, Ольшанский добавил, что теперь, по прошествии времени, считает позитивным то, что «Апатит» достался МЕНАТЕПу, а не ушел зарубежным претендентам.