Во вторник российский «Русал» — крупнейший российский производитель алюминия — объявил о получении корпоративного займа в размере $800 млн от пула иностранных банков.
Кредит, гарантированный поступлениями от экспорта, разбит на два транша: на три года и на пять лет. Процентные ставки составляют 2,62% и 3,25% соответственно. На сегодня это самый крупный кредит из полученных российской металлургической компанией.
Гарантировал кредитную линию синдикат из 11 банков, возглавляемый Citigroup и BNP Paribas. Банкир, имеющий непосредственное отношение к сделке, сообщил Financial Times, что полученный кредит – «самый долгосрочный и наиболее выгодный из тех, которые когда-либо удавалось получить компании «Русал».
Директор департамента корпоративного финансирования «Русала» Олег Мухамедшин заявил, что «Русал» использует вырученную сумму для рефинансирования существующих долгов: деньги помогут выровнять график их погашения. В пресс-службе «Русала» сообщили, что долг компании составляет $2,3 млрд.
Привлечение заемных средств под рефинансирование задолженности – распространенная практика. Так, в 2004 году с этой целью разместил евробонды ОАО «ГМК Норильский никель». Компании необходимо было рефинансировать кредит в Citigroup на $800 млн, взятый на покупку 20% акций компании Gold Fields.
Аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина предположила, что кредит иностранных банков может быть задействован «Русалом» при погашении ближайшей оферты по облигациям, предстоящей компании через 219 дней.
В середине сентября «Русал» заставил понервничать участников российского фондового рынка.Тогда инвесторы предъявили к исполнению оферты по облигациям связанной с холдингом компании «Русский алюминий финанс» бумаги на 2 млрд руб. (из 3 млрд объема выпуска).
Активность инвесторов объяснялась просто: доходность этих бумаг со сроком погашения 1 год составляла меньше 10% годовых. Одновременно на рынке обращались и другие бонды «Русала» — с доходностью к восьмимесячной оферте более 11% годовых. Понятно, что инвесторы выбрали более короткие и одновременно доходные бумаги, а деньги от досрочного погашения облигаций «Русала» направили на покупку других бумаг того же эмитента.
Тот факт, что «Русал» получил кредит, невзирая на озабоченность западных инвесторов делом ЮКОСа, свидетельствует, что гарантии (в виде поставок высоколиквидных металлов) банкиры считают перевешивающими политические риски, связанные с Россией.
Алюминиевая отрасль сейчас выглядит особенно привлекательной. По прогнозам аналитиков, цены на алюминий, достигшие в октябре девятилетнего максимума в $1850 за тонну, в 2005 году вырастут еще на 15%.
Не помешала получению кредита и непрозрачность финансовой отчетности холдинга, которая не позволяет «Русалу» выйти с размещением акций на международных рынках ранее 2007 года.
В связи с этим аналитик Вячеслав Жабин указал на занятное совпадение: «Только в 2004 году российские алюминщики официально отказались от использования толлинга, который традиционно вызывает вопросы у налоговых служб. Это значит, что в случае размещения «Русалом» IPO в 2007 году, отчетность с 2004-го по 2007 год будет чиста».
Помимо прочего, позитивную роль при получении кредита могла сыграть и фигура совладельца «Русала» Романа Абрамовича. Покупка бизнесменом лондонского футбольного клуба Chelsea сделала господина Абрамовича персоной, хорошо узнаваемой за рубежом. У потенциальных иностранных инвесторов и кредиторов было время к нему присмотреться.