Встречайте Люка Вайберта, Моцарта аркадных игровых автоматов, умницу и кудесника консоли. Родом он из Корнуолла — провинции, о которой в старой доброй Британии рассказывают меньше всего анекдотов. Не из Бристоля, Лондона, Берлина или других центров электронной музыки, что очень важно: жанрово-географических ограничений, накладываемых средой на электронных музыкантов при рождении, у него не так много. Правда, из Корнуолла также происходит Aphex Twin, и что Люк очень дружит с земляками, само по себе ни о чем не говорит.
Папа его был фанат Джими Хендрикса и панк-рокер, мама — битломанка. Сам Люк с юности играл музыку громкую и недружелюбную. Сам он склонен объяснять громкость и жесткость банд корнуолльского стиля тем, что жили они очень далеко от любой полиции и могли не беспокоиться.
В конце концов детство кончилось, когда в начале девяностых годов Вайберт стал довольно модным британским клубным ди-джеем, играя всякий хитроумный хип-хоп, а потом и драм-н-бейс. Забавно, что просили его играть эмбиент, так как многозначительное бульканье было тогда в моде. Вайберт всех убедил, что он лучший в мире автор-исполнитель художественного многозначительного бульканья и некоторое время, пока его не раскусили, считался даже эмбиент-гуру.
Потом, правда, уже было поздно — его эклектичный дурацкий стиль стал еще более модным, разоблачение нашему герою пошло только на пользу.
Первый его релиз вышел в 1994 году. Названием его проекта (строго говоря — псевдонимом) было Wagon Christ. Также он выступал и выпускал пластинки под своим именем и под псевдонимом Plug — «Штекер» по-нашему.
Сотрудничал он в основном с Astralwerks, Ninjatoon и другими легендарными лейблами, установившими мосты между музыкой и искусством порнографии.
Кроме того, Люк Вайберт знаком, дружит, играл вместе или делал ремиксы на практически всю музыку Англии и всего, что вокруг, включая Nine Inch Nails, Sneaker Pimps, Squarepusher и многих других. Сам Kid 606 посвятил ему песню «Luke Vibert Can Kiss My Indie Punk Whiteboy Ass» — после того, как без разрешения использовал его материал для своих ремиксов.
Но в общем, все это оставило бы его просто одним из участником этого великолепного инди-компота, изобретательным компилятором и композитором, если бы не его сотрудничество с БиДжей Коулом.
Господин Коул — из совсем другого поколения, он сотрудничал с Джоном Кейлом, Дэвидом Боуи, Марком Боланом и Бьорк. Коул играет на стальной гитаре, этом мрачном орудии кантри и блюза, которое при желании можно переориентировать в любой авангард. В его дуэте с Вайбертом Коулу не пришлось особенно напрягаться — он играл обычные для этого инструмента полуидиотические деревенские слайд-кадрили, а Вайберт ненавязчиво превращал их в свою любимую музыку для игровых автоматов. В результате получилась хрестоматийная работа, великолепный образец того, как инди-электронщик должен работать с живым материалом: Stop the Panic. Музыка получилась веселой, нежной и очень талантливой. Это старый Коул обозвал Люка Вайберта Моцартом за изобретательность и безжалостность в использовании чужих идей и мелодий.
Увы, этот альбом остался лишь вехой в биографии, славной страницей героического прошлого. В Москву Вайберт приедет без Коула и стальной гитары и музыка, которую он будет играть, будет гораздо суше, строже и трагичнее, если, конечно, так можно сказать об идиотическом элекронном хип-хопе и драм-н-бейсе.
9 октября, «16 тонн», в 23.00