Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

За «дочку» ЮКОСа не заплатят калым

Министерство природных ресурсов в пятницу уличило ОАО «Юганскнефтегаз» в нарушении условий лицензионных соглашений. Если за три месяца компания их не исправит, у нее могут быть отозваны лицензии на добычу нефти. Без разрешения на добычу покупателей на старшую «дочку» ЮКОСа может и не найтись.

Министерство природных ресурсов (МПР) обязало главное добывающее предприятия НК ЮКОС — ОАО «Юганскнефтегаз» — в трехмесячный срок устранить обнаруженные нарушения лицензионных соглашений. Такое решение приняла в пятницу комиссия МПР по вопросам соблюдения условий лицензий на право пользования недрами. Соответствующее уведомление будет направлено в компанию в ближайшее время.

Всего «Юганскнефтегазу» принадлежит 26 лицензий на добычу нефти, но решение было принято только по 21 из них. По остальным 5 лицензиям будет назначено повторное заседание, сообщил «Газете.Ru» источник в ЮКОСе.

Источник уточнил, что

уведомление об исправлении нарушений касается тех лицензий, по которым налоговая служба обнаружила задолженность по текущим налогам.

Как уже сообщала «Газета.Ru», из-за блокирования счетов «Юганскнефтегаз» не смог в полном объеме расплатиться по налогам на добычу полезных ископаемых и пользование недрами. На конец сентября долг компании перед бюджетами всех уровней достиг 10 млрд рублей.

По остальным пяти лицензиям компанию обвиняют в разного рода технологических нарушениях, сообщил источник. С этими обвинениями в ходе заседание произошла любопытная история, которая привела к переносу рассмотрения вопроса на неопределенный срок.

Докладчик по этому делу, замминистра природы Анатолий Темкин, опираясь на данные проверки, проведенной в январе 2004 года, сообщил, что по одному из пяти участков «Юганскнефтегаз» допустил нарушение, выразившееся в недодобыче нефти. Это сообщение вызвало ажиотаж в ЮКОСе и его дочерней компании.

Данные этой же проверки легли в основу уголовного дела, возбужденного прокуратурой ХМАО. Следователи прокуратуры утверждают, что «Юганскнефтегаз» в 2003 году, наоборот, превысил разрешенные лицензией объемы добычи нефти.

Представители нефтяных компаний попросили у чиновников дать им возможность ознакомиться с этим противоречивым документом. Просьбу сочли законной, на чем заседание и закончилось.

Данные проверки МПР пообещало выслать. После того как в компаниях их прочтут, комиссия вернется к рассмотрению дела.

«Решение комиссии было совершенно ожидаемым и предсказуемым, — сообщила «Газете.Ru» аналитик ИК Финам Мария Радина. — Оно полностью вписывается в канву всех решений государственных структур относительно ЮКОСа».

«Скорее всего, «Юганскнефтегазу» не удастся в срок расплатиться по долгам», — считает Мария Радина.

Кроме уже упомянутых 10 млрд рублей Федеральная налоговая служба требует от компании доплатить 27,8 млрд рублей налогов за 2002 год. Кроме того, ежемесячно «Юганскнефтегаз» должен выплачивать около 7 млрд рублей текущих налогов. Получается, что за три месяца «дочке» ЮКОСа предстоит где-то найти почти 60 млрд рублей. Это практические неосуществимо, даже если не брать в расчет то, что счета компании блокированы.

Вся выручка ОАО «Юганскнефтегаз» за первое полугодие 2004 года составила чуть больше 52 млрд.

Закономерным итогом невозможности погасить долги по налогам станет отзыв лицензии. После этого

цена компании на совершенно законных основаниях снизится до балансовой стоимости ее имущества – $1,5–2 млрд.

И не факт, что на эту собственность найдутся покупатели: без лицензии на добычу нефти приобретение оборудования выглядит совершенно бессмысленной сделкой.

Отзывом лицензии у «Юганскнефтегаза» будет достигнуто сразу две цели.

Первая – цена компании снижается настолько, что укладывается в пределы предъявленных ЮКОСу налоговых требований. Вторая – актив становится полностью неинтересен потенциальным покупателям.

Российское законодательство не гарантирует владельцу инфраструктуры права на пользование недрами, а без него все вышки, насосы и прочее оборудование – просто ненужный хлам.

Как объяснил анонимный представитель Федерального фонда по управлению федеральным имуществом (ФАФИ), в случае, если желающего приобрести продаваемый за долги ЮКОСа актив не найдется, он будет возвращен в распоряжение службы судебных приставов. А те, в свою очередь, будут иметь полное право перевести «Юганскнефтегаз» в собственность государства.

После этого, полагает Мария Радина из ИК «Финам», бывшая «дочка» ЮКОСа, весьма вероятно, вольется в состав «Роснефти», а затем по ходу слияния «Роснефти» с «Газпромом» — в формирующийся на базе этих компаний государственный нефтегазовый концерн.

«Кстати, — напоминает Радина, – справедливость оценки «Роснефти» в $6 млрд вызывает у аналитиков большие вопросы. Присоединение «Юганскнефтегаза», оцененного в $1,5–2 млрд, поможет заодно решить и эту проблему».

«Этот сценарий абсолютно возможен, — комментирует предположение Радиной президент Института стратегического развития ТЭК Владимир Милов. — Описанная схема позволяет присоединить «Юганскнефтегаз» к «Газпромнефти» практически с нулевыми затратами, что вполне соответствует интересам тех людей, которые все это затеяли».

Новости и материалы
Патрушев рассказал, что поможет снизить цены на рыбу в России
В Сальвадоре перехватили лодку с кокаином на $50 млн
Россияне стали проводить в очередях в два раза меньше времени
Названы имена членов экипажа российского самолета, загоревшегося в Анталье
Взрывы произошли в подконтрольном Киеву Херсоне и городе Запорожье
Украина показала обломки ракеты «Орешник» иностранным журналистам
В России могут возбудить уголовное дело из-за возгорания самолета в Анталье
Минтранс Турции назвал точное число пассажиров на борту загоревшегося самолета РФ
Более 20 самолетов сели в других аэропортах после пожара на борту лайнера РФ в Анталье
Обращение Путина назвали сигналом Западу
В Курской области объявили опасность атаки беспилотников
В Орловской области отменили ракетную опасность
Ракетная опасность объявлена в двух районах Брянской области
Пассажирам сгоревшего SSJ рекомендуют держать связь с туроператорами
В Киеве слышны взрывы
Состояние пассажиров и экипажа загоревшегося в аэропорту Антальи самолета уточняется
В ДНР сообщили о пяти атаках ВСУ за сутки
Предварительной причиной пожара самолета в Анталье является ошибка пилотирования
Все новости