Претензии налоговых и следственных органов к нефтедобывающим подразделениям ЮКОСа удивительно похожи. Как уже писала в среду «Газета.Ru», налоговые органы нашли сразу два повода отзыва у «Юганскнефтегаза» лицензий на добычу полезных ископаемых. Помимо неуплаты налогов за 2002 год на сумму 27,8 млрд рублей (что уже считается серьезным нарушением условий лицензионных соглашений) «Юганскнефтегаз» обвиняют в превышении объемов добычи нефти. Вместо заявленных в 2003 году 28 млн т нефти «дочка» ЮКОСа добыла 49,7 млн тонн.
Это нарушение подпадает под статью 171 Уголовного кодекса РФ — незаконное предпринимательство. В отношении бывшего управляющего «Юганскнефтегаза» Тагирзяна Гильманова уже возбуждено уголовное дело. Если состав преступления и вина бывшего топ-менеджера будут доказаны, ему грозит лишение свободы на срок до 5 лет. Вполне вероятно, что и налоговых претензий будет достаточно для отзыва лицензий «Юганскнефтегаза».
В четверг стало известно, что налоговые органы нашли подобные нарушения и в работе другого дочернего предприятия ЮКОСа — «Томскнефти», обеспечивающей пятую часть добычи ЮКОСа.
Управление по налоговым преступлениям УВД Томской области возбудило уголовное дело по фактам хищения скважинной жидкости предприятия (нефть до очистки) и уклонения от уплаты налогов на сумму в 1,05 млрд руб. с 1999 по 2000 год.
31 августа Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры, арестовав три счета «Томскнефти» и три счета «Юганскнефтегаза». Арест счетов был произведен в рамках уголовного дела в отношении Ирины Голубь, генерального директора компании ЮКОС-ФБЦ (бухгалтерской компании, обслуживающей предприятия ЮКОСа — «Газета.Ru»). Она обвиняется в уклонении от уплаты налогов организациями, подконтрольными ЮКОСу в период 2000–2003 годов.
Арест счетов «Томскнефти» и «Юганскнефтегаза» привел к тому, что предприятия не способны производить расчеты по текущей деятельности.Советник президента России по экономической политике Андрей Илларионов считает, что Москва рискует своим экономическим ростом, отклоняясь от рыночных реформ в сторону государственного вмешательства. По его словам, в последние три года высокие цены на нефть скрыли ущерб от слабой экономической политики. Кроме того, Илларионов подверг критике правительство за то, что оно позволило развиться кризису вокруг компании ЮКОС, и предупредил, что компанию ждут «страшные последствия». «Дело ЮКОСа имеет свою логику. Трудно представить такую политическую силу в мире, которая может сейчас остановить этот процесс», — сказал Илларионов.
Правда, руководитель пресс-службы Минприроды Ринат Гизатулин заявил «Газете.Ru», что у него нет информации о том, намерены ли налоговые органы просить министерство отозвать лицензии томской «дочки» ЮКОСа.
Решение по отзыву лицензий «Юганскнефтегаза», напомним, может быть принято уже в эту пятницу на заседании специальной комиссии Минприроды. Если МПР сочтет доводы налоговой службы по поводу нарушений «Юганскнефтегазом» лицензионных соглашений достаточными, то лицензии «дочки» заберут. Но не сразу. Формально у компании будет три месяца на устранение нарушений.
Тем не менее очевидно, что, не имея возможности распоряжаться своими счетами, «Юганскнефтегаз» не сможет погасить долги. То же самое касается и «Томскнефти». В четверг же Мосгорсуд оставил в силе решение Басманного суда об аресте счетов обеих дочерних компаний ЮКОСа.
Без лицензий нефтедобывающие предприятия ЮКОСа будут представлять собой «пустышки», которые можно купить за бесценок. Например, по неофициальным данным, банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил «Юганскнефтегаз», который будет продан за долги материнской компании, в $15,7–17,3 млрд. После отзыва лицензии стоимость компании, по оценке аналитиков, снизится примерно в 10 раз.