Отсчет начинается с «Наступит завтра или нет?» — режиссерского дебюта Нихила Адвани, победившего в этом году в семи номинациях престижного Filfmfare Award. Соответственно 90-е, 80-е и 70-е представлены тремя картинами, из которых одна, «Бобби» Раджа Капура, — проверенная классика 1973 года выпуска о превратностях межкастовой любви бомбейских Ромео и Джульетты, вторая – «Роза» 1992 года — представляет уже новоиспеченного классика Мани Ратнама, и наконец, третья — не гения, но скорее крепкого середнячка Шекхара Капура, известного и как режиссер «Елизаветы» — костюмированной мелодрамы 1998 года с Кейт Бланшет в главной роли. Не иначе как в честь двадцатилетия творческой деятельности на фестивале покажут дебют Шекхара Капура 1983 года «Необдуманный шаг» — историю о добропорядочном отце семейства, который пожинает плод случайной страсти в виде свалившегося на голову сиротки, внебрачного сына от скончавшейся любовницы. Интрига, вполне себе изъезженная в индийским кинопроме, но считается, что именно Шекхар Капур, сам клипмейкер и фотомодель, своим дебютом спровоцировал бурный роман Болливуда с эстетикой рекламного китча.
Каким пышным цветом прорастет эта новация к финалу 90-х, можно убедиться, посмотрев два фильма лидера «нового болливудского сентиментализма» Карана Джохара – «И в печали и в радости» (2001) и его же дебютный «Все в жизни бывает» (1998).
«Клиповая идеология» из отдельных вкраплений развилась в настоящий рекламный беспредел, кроме музыкально-танцевальных номеров захвативший уже и мизансцены, в которых за взаимодействием кукурузных хлопьев с нижним бельем и престижной иномаркой следить не менее занимательно, чем за репликами героев.
«Необдуманный шаг», «Бобби» и «Роза» составляют ретроспективную часть фестивальной программы. Из них, кроме раджкапуровского «Бобби», проходящего по разряду бесспорной классики, особого внимания заслуживает «Роза» Мани Ратнама — единственного на этом фестивале представителя южноиндийского кино, напоминающего, что успешные бомбейские кинопромышленники — отнюдь не монополисты в Индии, где существуют и множество других киноанклавов (из которых южноиндийский — самый развитый).
История тамильской девушки с юга, которой пришлось выручать на севере своего мужа-шифровальщика из лап кашмирских сепаратистов, представляет собой эксцентричную смесь боевика, мюзикла, остросоциальной драмы и гражданского кино, ставшую визитной карточкой Ратнама. Десять лет назад этот новаторский кунштюк проложил Ратнаму путь из этноориентированного кино юга в большое индийское кино. Сам болливудский могул Амитабх Баччан не устает рассыпаться в комплиментах по адресу Ратнама, называет «гением» и даже готов вернуться на съемочную площадку ради участия в его проекте, если Ратнам позовет, конечно. Никто никого, впрочем, не позвал, что лишь символически зафиксировало смену поколений в индийском кино, чьим безусловным лидером Мани Ратнам стал в начале 90-х.
Злободневная часть программы — это национальные индийские хиты от Dharma Productions «И в печали, и в радости», «Все в жизни бывает» и «Наступит завтра или нет?».
Все они поставлены режиссером Караном Джохаром, сыном Яша Джохара. В последнем фильме он выступил уже в качестве продюсера. Все вместе составляют трилогию, связанную не общим сюжетом, а общей средой и характерами героев, при этом главного героя во всех трех фильмах играет индийская мегазвезда Шахрукх Хан. Все три строятся по одной и той же схеме: утрата предмета любви в первые полтора часа и его обретение в последующие два. И все, признаться, оставляют впечатление довольно противоречивое: уже нет в них той фирменной восхитительной неотесанности, которой индийцы всегда сражали как в своих лучших, так и в проходных фильмах.
Первое, что бросается в глаза в джохарской трилогии, — явно ироничное отношение самих индийцев к тому, за что мы их так сильно любим: за все эти молниеносные обмены убийственными взглядами, за избыточные эмоции на каждом шагу и потрясающую способность из любой незначительной мизансцены выстроить целый эпос.
Все это есть в джохарском цикле и в больших количествах, но выкладывается не как раньше — спонтанно и на грани фола, а с умом... Наученные же постмодернизмом западные зрители прекрасно знают, что там, где над предметом начинается рефлексия, есть опасность потерять и сам предмет. А терять его западному зрителю, привыкшему, что на Земле еще жив большой национальный кинематограф, не испорченный западным ироническим умом, совсем не хочется.
Вот от «Бобби», «Розы» и «Невиновного» еще остается счастливое и уверенное ощущение в завтрашнем дне индийского кино. Фильмы Карана Джохара и Нихила Адвани такой уверенности уже не порождают. Конечно, никакая это не «новая болливудская волна», а пресыщенность старым Болливудом. Что-то там забрезжило, «наступит, не наступит?» — непонятно. Томление духа. Шикарная девятичасовая рефлексия по поводу всего индийского кинематографа. Киноведческая Махабхарата. Сопоставив ее со старыми индийскими фильмами из ретроспективной части, мы и получим главную интригу открывающегося фестиваля.
6–10 октября, Центральный дом предпринимателя.
Программу фестиваля можно найти здесь.