Во вторник в Мосгорсуде продолжилось рассмотрение уголовного дела сотрудника службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина. Суд проходит в закрытом режиме, поэтому информация с него поступает довольно скудная. Информагентства передают лишь, что на этот раз присяжные заслушали показания двух свидетелей обвинения: бывшего главу компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского и бывшего советника председателя правления ЗАО «Роспром» Николая Дубровина.
«Оба свидетеля подтвердили свои показания, которые они дали в ходе предварительного следствия», — сообщил журналистам по окончании заседания один из адвокатов Алексея Пичугина Георгий Каганер. От дальнейших комментариев он наотрез отказался (адвокаты, участвующие в процессе, дали подписку о неразглашении).
Тем не менее «Газете.Ru» удалось узнать некоторые подробности прошедшего заседания и выяснить, что первые свидетели обвинения помогли, скорее, стороне защиты.
Как считает следствие, являясь начальником 4-го отдела службы безопасности ЮКОСа (который занимается внутренней и экономической безопасностью компании), Алексей Пичугин организовал убийства и нападения на людей, представлявших для компании и для него самого определенную опасность. Его подозревают в убийстве супругов Гориных, покушениях на бывшего начальника управления делами компании «Роспром» Виктора Колесова и бывшего работника PR-службы ЮКОСа Ольги Костиной, а также угрозе убийством некоему Сергею Лобикову.
Во вторник гособвинитель Борис Лактионов задавал свидетелям вопросы о нападении на Виктора Колесова (а не Алексея, как называет его «Независимая газета», не Сергея — «Время Новостей» и НТВ, не Владимира — «Коммерсантъ»). По версии следствия, в 1998 году Пичугин разработал сценарий устранения Колесова, намереваясь выдать это преступление за убийство при попытке грабежа.
В октябре 1998 года, когда Виктор Колесов возвращался с работы домой, на него напали неизвестные. Они избили и ограбили его. Но убивать не стали, хотя могли: Колесов 20 минут был без сознания.
Как стало известно «Газете.Ru», экс-глава «ЮКОС-Москва» Василий Шахновский, выступая во вторник в суде, рассказал о деятельности, которой занимался Виктор Колесов в компании «Роспром», его обязанностях и отношениях с коллегами. По словам Шахновского, в беседах с ним Колесов ни разу не говорил о том, что ему кто-то угрожает, а тем более — готовит нападение. Кроме того, и сам Колесов, по словам Шахновского, никогда не связывал нападение на него с Алексеем Пичугиным.
Те же слова повторил и второй свидетель, вызванный стороной обвинения, — бывший советник председателя правления «Роспрома» Николай Дубровин.
Интересно, что и сам Колесов не считает, что нападение на него мог организовать Пичугин.
Выступая в суде в понедельник, в первый день слушаний по существу, Виктор Колесов прямо заявил, что никогда не считал Алексея Пичугина организатором нападения. Более того, Колесов рассказал журналистам, что не знал Пичугина лично, а лишь только видел его фамилию в телефонном справочнике компании ЮКОС. Наконец, Колесов сообщил, что не знает мотива нападения: «Да, на меня действительно напали. Но я не считаю, что у Пичугина был для этого мотив и что это как-то связано с моей профессиональной деятельностью».
Сам Алексей Пичугин также полностью отрицает какую-либо причастность к этому и другим инкриминируемым ему действиям.
На скамье подсудимых также находится житель Тамбова Алексей Пешкун, который, по версии Генпрокуратуры, был связующим звеном между непосредственными убийцами супругов Гориных — членами тамбовской банды Игоря Коровникова — и Пичугиным.
Сам Алексей Пешкун, выступая в понедельник в суде, признал свою вину лишь частично. Его адвокат Людмила Тогушова заявила: «Алексей Пешкун никогда не был знаком с Пичугиным. Он предприниматель, в Тамбове владеет автосервисом, занимается ремонтом машин. А у Горина он был личным водителем».
Судебные слушания с участием 12 присяжных проходят в Мосгорсуде с 4 октября в закрытом для прессы режиме. Так решила судья Наталья Олихвер по настоянию стороны обвинения, которая утверждает, в документах уголовного дела есть материалы с грифом «секретно». Адвокаты оспаривали закрытость процесса, усматривая в этом попытку следствия не предавать огласке то, что происходит на процессе.
Защитники утверждали, что в материалах дела нет сведений, представляющих государственную или коммерческую тайну.
Алексей Пичугин был задержан в Москве 19 июня 2003 года. 21 июня Басманный суд санкционировал его арест. В настоящее время он содержится под стражей в следственном изоляторе «Лефортово». Адвокаты Пичугина еще во время следствия подавали множество ходатайств о нарушении норм Уголовно-процессуального кодекса. В частности, они говорили, что на Пичугина воздействовали психотропными препаратами, пытаясь получить компрометирующую информацию на руководство нефтяной компании. Адвокаты считают обвинения против Пичугина сфабрикованными по политическим мотивам.
Процесс по делу Алексея Пичугина возобновится в Мосгорсуде в четверг.