Первая утечка относительно суммы, в которую немецкий банк оценил основной актив ЮКОСа, произошла больше недели назад. Названую тогда цену в районе $15–17 млрд аналитики единодушно сочли справедливой с точки зрения рынка. В то же время почти никто не сомневался, что государство не допустит того, чтобы эта цифра стала официальной оценкой.
Буквально за несколько часов до того, как появились сведения о завершении работы DKW по оценке «Юганскнефтгаза», один из российских политологов утверждал в беседе с «Газетой.Ru», что конечная цена будет ниже той, о которой говорили СМИ.
«Это абсолютно запретительная цена, — уверен директор по аналитике и информации ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. – По такой цене «Юганскнефтегаз» не купит никто и никогда».
Изменить сейчас эту оценку, сделанную немецким инвестиционным банком, государство уже не решится, считает аналитик. В противном случае придется навсегда проститься с мечтами об иностранных инвестициях. То, что такие мечты свойственны для президента и его окружения, показывает недавняя сделка по продаже американской компании ConocoPhillips принадлежащего государству пакета акций «ЛУКойла», прошедшая под личным патронажем Владимира Путина. По мнению Ходоровского, единственным достойным выходом из создавшегося положения для государства была бы договоренность с акционерами ЮКОСа.
Правда, договороспособность нынешних кремлевских обитателей вызывает большие сомнения.
«Я, честно говоря, не очень понимаю, как государство будет выпутываться из ситуации, в которую само себя загнало», — признает в этой связи Анатолий Ходоровский.
Источник в ЮКОСе, говоривший с представителями инвестиционного банка, заявил «Газете.Ru», что с высокой степенью вероятности ожидается повторная оценка. Ее поручат «надежному оценщику», результат работы которого гарантированно удовлетворит власти.
«Это невозможно, — заявил «Газете.Ru» управляющий инвестиционным портфелем ИК «Нефтегазовые активы» Сергей Панюшкин. – Пересмотр итогов работы зарубежного оценщика вызовет немедленное бегство всех иностранных инвесторов, поскольку будет означать полную непредсказуемость действий власти».
Сейчас иностранные инвесторы приходят в Россию только под личные гарантии президента или кого-нибудь из его ближайшего окружения. Если же эти люди покажут, что готовы в любой момент изменить свою позицию в угоду сиюминутным интересам, их гарантии перестанут чего-либо стоить.
Впрочем, тот же эффект будет иметь сценарий, который считает наиболее вероятным представитель одного из крупных российских банков. Добывающие активы ЮКОСа, по его мнению, уже отнесены на счет формирующейся на базе «Газпрома» гигантской нефтегазовой госкомпании. Поэтому загнанному в угол государству не остается ничего другого, как отзывать у «Юганскнефтегаза» лицензию.
Стоимость компании в этом случае снизится примерно в 10 раз. Кстати, в этом случае назначение повторной оценки, о которой упоминал источник в ЮКОСе, будет совершенно логично.
Ожидается, что о намерении Минприроды рассмотреть в ближайшее время вопрос о соблюдении «Юганскнефтегазом» условий лицензионного соглашения заявит на пресс-конференции в понедельник глава МПР Юрий Трутнев. Нарушение этих условий может стать достаточным поводом для отзыва лицензии на пользование недрами.
В то же время очевидно, что министр не горит желанием оказаться инициатором отзыва лицензий.
Намеченное на четверг рассмотрение этого дела было отложено на неопределенный срок, сам же Трутнев постоянно подчеркивает, что даже если будет доказано нарушение «Юганскнефтегазом» условий соглашения, у компании будет три месяца на их устранение.
Пока дочке ЮКОСа инкриминируется неуплата в срок налогов на добычу полезных ископаемых и на пользование недрами. Задолженность компании по этим платежам составляет около 10 млрд рублей, и вероятность того, что за три месяца ЮКОС сумеет найти возможность погасить эту задолженность, довольно высока.
Отсутствие энтузиазма у главы МПР вполне объяснимо. Отзыв лицензии после того, как была обнародована не устраивающая противников ЮКОСа из окружения президента оценка «Юганскнефтегаза», настолько явно покажет истинные намерения госчиновников в этом деле, что никакие ухищрения пиарщиков не помогут убедить Запад в чистоте их помыслов.
В этом случае о сотрудничестве в иностранными компаниями опять-таки придется забыть. Даже если допустить, что стремление поучаствовать в разработке российских нефтяных запасов окажется у них сильнее боязни потерять свои вложения, соображения имиджа не позволят им сотрудничать с режимом, который повел себя таким образом. Естественно, Юрий Трутнев не хочет оказаться крайним в таком деле.
«Государство само загнало себя в тупик, — оценивает ситуацию Сергей Панюшкин из «Нефтегазовых активов». – Надо было сразу отбирать лицензии, блокировать операции и вводить в ЮКОСе внешнее управление».
Если бы это было сделано полтора года назад, сейчас эффект этой операции уже был бы забыт рынком, а государство получило бы то, что хотело. Если же теперь начать новый заход на ЮКОС, последствия этого будут абсолютно непредсказуемы.