В пятницу в ходе официальной «презентации» нового гендиректора-генконструктора РСК МиГ Алексея Федорова коллективу предприятия руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил, что
авиастроительные компании РСК МиГ и корпорация «Иркут» будут объединены.
После назначения Алексея Федорова, главы и совладельца «Иркута», на пост руководителя МиГа этот шаг выглядит вполне закономерным. Как заявляют в пресс-службе «Иркута», свой пост в этой компании Алексей Федоров покидать не намерен и будет управлять двумя компаниями сразу.
По словам Алексея Федорова, процесс слияния авиастроительных комплексов произойдет «неодномоментно».
«Cегодня эти компании находятся в диаметрально противоположной юридическо-правовой форме. МиГ — федеральное государственное предприятие, а «Иркут» — частная публичная компания, а не просто акционерное общество», — пояснил Федоров.
Тем не менее Борис Алешин считает объединенные МиГа и «Иркута» «идеальной конструкцией». «Мы ее достаточно активно обсуждаем в правительстве. Конечно, эти компании обязательно должны быть вместе», — заявил Борис Алешин.
Таким образом, спустя два года после принятия концепции развития авиастроительного комплекса реализация основной идеи этого проекта – создание объединенной авиастроительной компании (ОАК) — наконец начнется.
Первоначально предполагалось создать два самолетовертолетостроительных комплекса – один на базе РСК МиГ с включением ОАО «Камов» и ОАО «Туполев», второй объединил бы ВПК «Сухой», ОАО «Ильюшин» и ОАО «Миль». Но потом из-за нехватки ресурсов было решено создавать все-таки одну компанию, а не две. И основой этого холдинга, объединяющего весь авиастроительный комплекс России, станет объединенный с «Иркутом» МиГ.
Чтобы слить эти две компании в одну, сначала необходимо будет акционировать МиГ. Эксперты убеждены, что МиГу слияние пойдет на пользу.
Федоров считается одним из лучших антикризисных менеджеров в авиастроении. Он стоял у истоков приватизации «Иркута» и за десяток лет смог, не опираясь на государство, построить сильное частное предприятие.
МиГу, который по-прежнему федеральное унитарное прприятие, да еще с $600 млн долгов, такой начальник как раз придется впору.
Помимо этого имеющий давнишние деловые связи с индийскими партнерами Федоров, считают они, может спасти находящийся на грани срыва контракт МиГа на на поставку для ВМФ этой страны палубных истребителей МиГ-29К на общую сумму $700 млн. Согласно официальной версии, именно это и стало причиной отставки прежнего гендиректора РСК МиГ Валерия Торянина.
Но за заменой Торянина Федоровым могут стоять и более глубокие причины.
Назначение Федорова на пост главы РСК МиГ можно расценивать как победу «Иркута» над «Сухим» в борьбе за МиГ. И Валерий Торянин, и бывший на этом посту до него Николай Никитин – выходцы с «Сухого».
Злые языки утверждают, что гендиректор «Сухого» Михаил Погосян специально засылал на МиГ «своих», чтобы они ослабили предприятие и его потом отдали «Сухому». Получить МиГ — означало хорошие перспективы на то, чтобы по завершении реформы авиастроения встать во главе образованной ОАК. Прежнее правительство «Сухому» потворствовало: Торянин был креатурой тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова.
С приходом Фрадкова ветер переменился, и Борис Алешин смог поставить во главе МиГа Алексея Федорова, которого он продвигал, еще будучи на посту вице-премьера.
Для авиастроительного комплекса победа Федорова скорее благотворна. Как заявил «Газете.Ru» не пожелавший называться эксперт, «если бы во главе МиГа встал Погосян, то через какое-то время и МиГ, и «Сухой» умерли бы, потому что у руководителя «Сухого» советский, нежизнеспособный в нынешних условиях подход».
Гибель этих предприятий поставила бы крест на создании ОАК и на всем российском авиастроении.
Впрочем, противники идеи ОАК утверждают, что объединение всех компаний в одну не поможет реанимировать отечественное авиастроение.
Зато формирование ОАК очень удобно для перераспределения собственности, отмечают они.