Авиастроительные компании как США, так и Европы заинтересованы в поставках титана именно из России, так как он на порядок дешевле отечественного.
Но правительство США в рамках поддержки отечественного товаропроизводителя еще в начале 90-х годов постановило: использовать в строительстве транспортных самолетов С-17, истребителей F-15 и штурмовиков F/A-18 титан, выплавленный исключительно на территории США.
Власти США аргументируют это требование важностью отечественной титановой промышленности для поддержания обороноспособности страны.
После экспертизы самолетов Boeing американские власти обвинили компанию в нарушении этого закона. Boeing обвинений не признает, но в рамках мирового соглашения обещает выплатить правительству $6 млн штрафа и бесплатно предоставить запчасти из «родного» титана еще на $1,4 млрд.
В российском представительстве Boeing заявили, что «не обладают информацией о том, что российский металл когда-либо использовался для строительства военных самолетов компании». Зато в пресс-службе Boeing в Сиэтле «Газете.Ru» сообщили, что компания действительно использовала титан, поставленный из-за границы. Но получала его Boeing от поставщиков, на которых распространяется поправка к закону о поддержке производителей: субподрядчики имеют право использовать продукцию иностранных компаний.
Пресс-секретарь Уолт Райс также сообщил, что американское правительство сократило изначальный штраф в $9,6 млн до $6 млн, поскольку Boeing удалось доказать, что вся продукция была тщательна проверена и соответствует всем американским стандартам качества.
Крупнейшим поставщиком титана в США является Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Марина Алексеенкова сообщила, что
рентабельность ВСМПО примерно вдвое выше, чем у любого американского титанового производителя. В 2004 году компания планирует произвести более 21 тыс. тонн титановой продукции. Из них до 65% достанется авиапромышленности США.
При самых скромных подсчетах, по словам Алексеенковой, Boeing получает 5-6 тыс. тонн титана от ВСМПО. По информации менеджера пресс-службы российского представительства компании Boeing Виктора Аношкина, «с 1997 года ВСМПО поставляет 25% титана, который используется для производства гражданских самолетов компании Boeing». В прошлом году доля ВСMПО в поставках корпорации, по словам Аношкина, увеличилась примерно до 30%. Кроме того, как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Airbus — основного конкурента Boeing, сообщили, что ВСМПО удовлетворяет более 50% спроса компании.
На вопрос о том, могут ли обвинения против Boeing повлиять на экспорт российского титана в США, в ВСМПО ответить было некому — как пояснили на предприятии, из-за плотного командировочного графика топ-менеджмента компании.
Аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев по этому поводу сказал, что объем экспорта ВСМПО в США, скорее всего, останется прежним. С этим мнением соглашаются и в ИГ (организация запрещена в России) «Ренессанс Капитал»: «Вряд ли поставки российского титана в США будут сокращены. Спрос на металл растет, а кроме ВСМПО обеспечить требуемые мощности некому». Кроме того, аналитики указывают на то, что Boeing — далеко не единственный потребитель российского титана за рубежом, так что сбыт продукции компании гарантирован.