Согласно подписанному правительствами России и Китая соглашению, нефть в КНР продает только ЮКОС. На 2004 год предусмотрены поставки 6,3 млн тонн, из них 2,5 млн тонн — частной компании Sinopec и 3,8 млн тонн — государственной корпорации China National Petroleum Corporation (CNPC).
Но в середине сентября ЮКОС заявил о сокращении экспорта нефти в Китай на том основании, что счета нефтяной компании заблокированы и она не сможет оплатить таможенные пошлины и услуги компании «Российские железные дороги». Ограничения коснутся только CNPC, которая в этом году недополучит 1 млн тонн из заявленных 3,8 млн.
Впрочем, кое-кому компания все же платит. Так, судоходная речная компания «Волготанкер» получила от ЮКОСа оплату за перевозку нефти и нефтепродуктов до конца октября, сообщил «Интерфаксу» в четверг Андрей Клейменов, вице-президент по связям с общественностью ООО «Волготанкер АМС», управляющей компании группы «Волготанкер».
Доля нефти ЮКОСа в перевозках «Волготанкера» в настоящее время составляет 52%, при этом четыре года назад она достигала 86%. Представители «Волготанкера» ранее сообщали о том, что компания, как и РЖД, не будет перевозить нефть ЮКОСа в кредит.Китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC направила в адрес НК ЮКОС письмо с требованием строго соблюдать подписанные между двумя компаниями соглашения о торговле нефтью и в кратчайшие сроки возобновить поставки нефти для CNPC. В настоящее время, отмечается в нем, CNPC предприняла шаги по увеличению импорта нефти из других источников, и «временная приостановка» поставок нефти ЮКОСа не сможет оказать влияния на ситуацию со снабжением нефти в Китае.«Сургутнефтегаз» официально заявляет: кроме имущественного комплекса Талаканского месторождения и акций ОАО «Ленанефтегаз», соглашение о приобретении которых было подписано между НК ЮКОС, ОАО «Саханефтегаз» и ОАО «Сургутнефтегаз» в марте нынешнего года, намерений по приобретению других активов НК ЮКОС в планах ОАО «Сургутнефтегаз» нет. Об этом говорится в распространенном в четверг официальном сообщении компании.
Поэтому правительство может надеяться на исключительно лояльные нефтяные компании. Например, «Роснефть» с «Газпромом» или «Сургутнефтегаз».
Нефтяной аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев считает, что более всего для замены ЮКОСа подходит «Сургутнефтегаз», поскольку месторождения компании находятся в Ханты-Мансийском АО, то есть везти недалеко. Нефть, добываемую в Сургутском районе и отправляемую на переработку в Кириши Ленинградской области, «Сургутнефтегаз» мог бы отправлять в Китай.
Пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко отказалась подтвердить или опровергнуть наличие переговоров между правительством и нефтяной компанией об экспорте нефти в адрес CNPC. «Я не располагаю такой информацией», — заявила госпожа Ходченко «Газете.Ru».