Наши дети будут твердо знать, что для успеха в жизни необходимо только одно — волшебная палочка. Иначе, без этого продолговатого предмета с пером феникса внутри, ты так и останешься ничем не примечательным маглом, фраером ушастым, судьба которого — открыв рот наблюдать за забавами волшебников и время от времени подвергаться операции стирания памяти.
В самом деле, практически вся издаваемая у нас в стране детская литература — это фэнтези. От магов, волшебников, колдунов, чародеев и прочих волхвов с шаманами малолетним россиянам не продохнуть. И все эти кудесники правят миром, исподволь вершат судьбы человечества и пасут мирные народы. А как быть тем, кто лишен возможности превратить муху в слона?
Выхода видится два.
Либо писать в ООН жалобу на господ писателей, дискриминирующих население, не обладающее магическими способностями, и развивающих в детях комплекс неполноценности. Либо писать детские книжки в другом жанре.
По второму пути и попыталась пойти московская журналистка Дарья Варденбург, которая сначала объясняла в модном журнале родителям, что им делать с детьми, а потом решила обойтись без посредников. Итогом решения о смене аудитории и стала серия об Ульяне Караваевой, насчитывающая на сегодняшний день две книги: «Приключения Ульяны Караваевой» и недавно вышедшую «Ульяна Караваева и Мертвый Билл».
В издательстве «Азбука» так обрадовалась отсутствию опостылевшей магии в этих повестях, что серию, в которой они вышли, обозвали «Новая детская литература». Что, конечно же, неправда, потому как литература как раз старая. Подобным «сказкам про жизнь», где читающие мысли старушки ездят в пригородных электричках, а изобретенный зверь кротопес, выведенный специально для рытья шахт, отъедается на кухне макаронами по-флотски, несть числа. На всех этих капитанах Врунгелях, праздниках непослушания, Васях Куролесовых, каруселях над городом, сундучках, в которых что-то стучит, и прочих матросах Солнышкиных выросло не одно поколение.
Ульяна Караваева — из этого же ряда. Обычная пятиклассница, изобретательница роликов со встроенным магнитофоном и магнетерки без кольбувидных бречел, отправляется на поиски своего отца, известного спелеозоолога, пропавшего в алмазной шахте вместе с тем самым кротопсом. Как положено, в повести появляются охотящиеся за алмазами бандиты, передвижной цирк Хря пы, фальшивые воздухоплаватели и бывший преследователь, а потом верный друг Ульяны — курсант Фаза.
Тот самый, что с детства мечтал быть моряком, а когда ему в военкомате объяснили, что людей с конечностями разной длины во флот не берут, «но возьмут в милицию», пошел и, «ничего не соображая от горя», записался в органы внутренних дел.
Все, конечно, закончилось хорошо: кротопса, папу и поросенка Помидорчика спасли, Фаза заработал лычки, а книжка получилась очень даже неплохой, периодически заставляя вспоминать великолепные сказки Юрия Коваля. Иногда, правда, сходство усиливалось настолько, что на язык просилось очень обидное слово «эпигонство», ну да кто в своей дебютной книге не грешил подражательством? В любом случае, на нынешнем детсколитературном безрыбье мы имеем даже не рака, а лобстера. Отдельный респект — художнику Дмитрию Непомнящему, чей вклад в успех книги вполне сопоставим с авторским.
К сожалению, во второй книге серии — «Ульяна Караваева и Мертвый Билл» — легкость и юмор как-то поблекли. Изобретатели кротопсов уступили место бомжам, воров с пирожками сменили похитители, захватывающие детей, главный негодяй стал терминатором, а действие из родных палестин с сельскими магазинами перенеслось в заморские страны с сокровищами фараонов.
И, самое главное, пропала едва ли не основная составляющая сказки — достоверность.
Когда читаешь: «Из-за саженцев, зеленевших между лавками, казалось, что вагон электрички превратился в сад и года через два здесь будут шелестеть листьями яблони, груши и сливы», — без проблем поверишь и в кротопса, вполне себе вписывающегося в знакомые на собственных боках реалии пригородного транспорта. Но, если в не менее привычном черноморском городке обнаруживается пиратский кабак с хозяином-голландцем, даже самый доверчивый ребенок поморщится: «Сказки…».
Впрочем, у Дарьи Варденбург еще остается возможность отыграться — серия про Ульяну Караваеву будет состоять минимум из трех книг.
Д. Варденбург «Приключения Ульяны Караваевой», СПб., «Азбука-классика», 2004.
Д. Варденбург «Ульяна Караваева и Мертвый Билл», СПб., «Азбука-классика», 2004.