Генпрокуратура не будет возбуждать уголовного дела против губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Отозвав в мае обвинение областной прокуратуры, Генпрокуратура передала рассмотрение обстоятельств дела своему отделу в Приволжском округе. Там пришли к выводу, что оснований для уголовного преследования губернатора нет.
Обвинение по ст. 286, ч. 3 УК России — превышение должностных полномочий — было предъявлено губернатору Дмитрию Аяцкову в 17 мая 2004 года областной прокуратурой (через 4 дня Генпрокуратора отменила это постановление облпрокуратуры и передало дело отделу Генпрокуратуры в Приволжском округе). По уголовному делу уже проходил вице-губернатор Саратовской области, а ныне спикер областной думы Сергей Шувалов, которому аналогичное обвинение было предъявлено еще в январе 2002 года. В 1998 году правительство Саратовской области приобрело 20 комбайнов Case. Их получателем выступило ГУ «Областная продовольственная корпорация», которая не смогла вовремя заплатить таможенные пошлины в размере $7,3 млн. Обязательства по таможенной очистке взяло на себя областное правительство. Оно постановило передать в саратовскую таможню 70 млн рублей в счет погашения задолженности из областного бюджета. В связи с их растратой в январе 2002 года и было заведено уголовное дело против вице-губернатора, а потом, в 2004-м, и против губернатора. По мнению прокуратуры Саратовской области, они не имели права самостоятельно вносить изменения в расходную часть бюджета.
Начальник приволжского отдела Генпрокуратуры Вадим Антипов заявил «Газете.Ru», что в свое время основания для возбуждения уголовного дела в отношении Аяцкова были чисто формальные: «они лежали на поверхности» и не были необходимым образом проверены.
По его словам, «облпрокуратура расценила действия Аяцкова не так». В Генпрокуратуре считают, что Аяцков допустил «злоупотребление служебным положением, не образующее состава преступления», поскольку его действия не причинили существенного вреда чьим-либо правам и интересам. Постановление о прекращении уголовного дела основывается на пункте втором статьи 24 УПК РФ — отсутствие события преступления.
Теперь основным обвиняемым по делу вновь стал Сергей Шувалов.
Помимо истории с комбайнами, у областного прокурора Анатолия Бондара к губернатору накопился еще ряд вопросов. Прокурора интересовало, куда растворились 4 млн рублей, отпущенные из облбюджета на антипаводковые мероприятия в районе Аткарска, а также предоставление за счет областного бюджета ссуд работникам органов исполнительной власти и дальнейшего их частичного погашения путем премирования за работу, использование губернатором самолета и теплохода в личных целях. Чиновники Генпрокуратуры беспокойства областного коллеги не разделили. Тем более что в ходе прокурорской проверки
Аяцков оплатил по собственной инициативе понесенные бюджетом расходы в сумме более 500 тыс. рублей за использование самолета ЯК-40 и теплохода «Бунтарь» в личных целях, а также возместил ущерб в облбюджет в размере 126 тыс. рублей за неправомерно выданные премии.
Начальник отдела Генпрокуратуры в Приволжском федеральном округе Вадим Антипов отмел предположения о том, что есть взаимосвязь между этими действиями Аяцкова и прекращением уголовного дела против губернатора. В областной прокуратуре «Газете.Ru» отказались давать какие-либо комментарии по этому поводу, заявив, что «это теперь не их дело».
Зато Дмитрий Аяцков молчать не намерен. «Газете.Ru» стало известно, что в пресс-службе губернатора подготовили официальное сообщение от лица Аяцкова, где он заявляет об ущербе, нанесенном действиями областной прокуратуры, исполняющей, по мнению губернатора, чей-то политический заказ. В частности, в заявлении говорится, что слова прокурора области Анатолия Бондара «нанесли непоправимый урон имиджу не только мне как главе субъекта Российской Федерации, но и инвестиционной привлекательности Саратовской области, всех предприятий, учреждений и организаций».
Тем не менее, охотно распространяясь на тему политических преследований, в пресс-службе губернатора не желают говорить на тему, где Дмитрий Аяцков взял 626 тыс. рублей, добровольно отданные им в бюджет области. Официальная получка чиновника такого ранга, как Аяцков, составляет около 50 тыс. рублей в месяц.