Выдвижение вампирской саги Тимура Бекмамбетова на оскаровскую номинацию выглядит столь логично, что неожиданное здравомыслие компании со звучным названием Оскаровский комитет Национальной академии кинематографических искусств и наук России просто пугает. Долгое время решение, какой фильм будет выдвинут от страны, принималось с учетом самых странных соображений: личных отношений, влияний кланов и прочей суеты — скандал с невыдвижением «Кукушки», которой были гарантированы серьезные перспективы в Америке, до сих пор остается прискорбной страницей в истории кино России.
Последние годы казалось, что российский оскаровский комитет просто коротает время в ожидании момента, когда Никита Михалков снимет «Утомленные солнцем-2».
Продолжалось все это мракобесие не так уж долго — пять лет, если быть точным. В 1996 году Михалков вполне заслуженно получил «Оскара» за «Утомленных солнцем». В 1997 «Кавказский пленник» был номинирован Американской киноакадемией на «Лучший зарубежный фильм». В следующем году то же самое произошло с фильмом «Вор». Все выдвинутые ленты имели шансы на победу и уже поэтому, независимо от вкусов, были достойны представлять страну.
Большего номинационная комиссия сделать не могла. Аппендикс чисто американской премии «Оскар», в котором номинируются фильмы на неанглийском языке, — страннейшее сборище парадоксов. Решения в этой номинации принимаются исходя и самых различных факторов: конъюнктуры в международной политике, очередности народов, дабы не показаться пристрастными, пафоса поддержки «братьев меньших», навязчивого желания оскаровских академиков быть непредсказуемыми и коммерческих соображений, разумеется. В 2001 году «иностранный» «Оскар» получил «Крадущийся тигр, невидимый дракон» — достойное во всех отношениях кино, обладающее к тому же хорошим коммерческим потенциалом. На следующий год академики с треском прокатили коммерческую и очаровательную «Амели», чтобы вручить приз хорошей, но не блестящей боснийской ленте о войне «Чужая земля». Та же история произошла год назад, когда приз отошел красивой и вялой ленте «Нигде в Африке» в ущерб «Герою» Чжана Имоу — фильму, который недавно две недели возглавлял американский бокс-офис.
С «Дозором» ситуация достаточно ясная — быть ему в шорт-листе.
Теперь за этим проектом стоит могущественная 20th Century Fox, которая намерена финансировать создание «Сумеречного дозора», обладает правом на прокат «Ночного» и «Дневного дозоров», а так же приобрела права на создание римейков. Это означает лоббирование «дозорных» интересов. Речь даже не идет о коррупции. Просто никто всерьез не предполагает, что академики, решающие, какие из выдвинутых странами — производителями фильмов попадут в оскаровский конкурс, смотрят все картины. Теперь будет кому их убедить присмотреться к ленте из России.
Даже для консервативного «Оскара» номинация «Лучший фильм на неанглийском языке» выглядит крайне реакционной — здесь любят большое пафосное кино с чувствами и моралью. Шансов на победу у залихватского «Дозора» мало, зато шансы на номинацию — вполне реальные. Этого было бы вполне достаточно. А там, глядишь, и Михалков подоспеет.