«Объединение «Газпрома» и «Роснефти» абсолютно не связано с проблемой ЮКОСа, — заявил Владимир Путин, выступая в пятницу на всемирном конгрессе информационных агентств. – Государство не ставило и не ставит целью прибрать ЮКОС к рукам».
ЮКОС для Путина – якобы просто частная компания, которая обвиняется в неуплате налогов. «Почти все суды он проиграл, и государство имеет право и обязано обеспечить свои интересы», — заметил оратор.
И заметил, что «если дело дойдет до того, что будут продаваться активы ЮКОСа, то все, в том числе и государственные организации, смогут принять в этом участие».
Первым из активов ЮКОСа в очереди на продажу стоит, как известно, крупнейшее добывающее предприятие ОАО «Юганскнефтегаз». Поскольку госкомпания, по роду своей деятельности могущая заинтересоваться в его покупке, с некоторых пор в России одна, очевидно, что претендовать от федерального имени на имущество ЮКОСа поручено именно новорожденному нефтегазовому гибриду.
«Президент не кривит душой, когда заявляет, что государство не ставит целью завладеть ЮКОСом, — уверена ведущий аналитик ИК «Финам» Мария Радина. –
Ведь «Газпром», хоть и контролируется государством, не является полностью государственной компанией. Это акционерное общество, более 40% акций которого принадлежит частным инвесторам».
Правда, руководство «Газпрома» неоднократно заявляло о том, что интересы государства оно ставит выше деловых интересов компании. «Когда Владимир Путин заявляет, что государство хочеть всего лишь взыскать с ЮКОСа задолженность по налогам, он говорит чистую правду, — соглашается с Марией Радиной менеджер одного из крупных российских банков. — Он только недоговаривает, что налоги эти возьмут натурой».
Если государственная компания купит «Юганскнефтегаз», это будет равносильно открытому признанию, что вся атака на ЮКОС была затеяна, чтобы элементарно отнять у него нефть. Можно сколько угодно прикрываться рассуждениями, что «Газпром» принадлежит государству только наполовину. Фактически государство просто переложит деньги из одного кармана в другой, под этим предлогом отобрав приглянувшееся имущество.
«Юридически придраться не к чему, считает источник «Газеты.Ru» в банковских кругах. — Деньги должны прийти в бюджет — деньги в бюджет придут». То, что эти деньги на самом деле государственные — на них не написано. Правда, после этого компания ЮКОС прекратит свое существование, как и любая другая компания, из которой выкачивают $20 млрд за год». Но это соображение никого не смущает.
При желании в действиях государства можно усмотреть даже определенный экономический смысл. «Это очень эффективное размещение активов, — отмечает банковский источник «Газеты.Ru». Присоединение «Роснефти» и, в перспективе, «Юганскнефтегаза» превратит «Газпром» в мощнейшую в мире нефтегазовую корпорацию, политику которой будет определять государство», — поддерживает его Мария Радина. Правда, как уточнил банкир, «это абсолютно некорректно с точки зрения этики, но факт остается фактом».
«Конечно, $15 млрд «Газпром» заплатить не сможет, — заметила Радина. — Но пока все разговоры о цене «Юганскнефтегаза» преждевременны. Сначала нужно дождаться решения Минприроды по поводу лицензии (на недропользование. – «Газета.Ru»)».
Как пояснила Радина, опасения, что в случае отзыва лицензии может остановиться добыча нефти, преувеличены. Избежать этого помогает простая схема. Немедленно после отзыва у «Юганскнефтегаза» постоянной лицензии на разработку полезных ископаемых Минприроды выдает компании временную. Она практически не влияет на стоимость предприятия и обеспечивает его бесперебойную работу вплоть до продажи.
Если лицензия будет отозвана, цена «Юганскнефтегаза» упадет до балансовой стоимости его оборудования — $1,7 млрд. Таких денег, по данным Марии Радиной, у «Газпрома» тоже нет, но привлечь их не составит ему большого труда. «Для «Газпрома» привлечь $2 млрд не составит никаких проблем, — соглашается источник «Газеты.Ru» в банковских кругах. — Эту сумму ему охотно предоставит синдикат российских банков во главе с фактически принадлежащими государству «Внешторгбанком» и «Сбербанком».
Кроме них, считает источник, в синдикат могут войти другие «дружественные» банки. В качестве одного из возможных кандидатов собеседник «Газеты.Ru» рассматривает «Сургутнефтегазбанк», располагающий свободными средствами в объеме нескольких миллиардов долларов. «Привлечение такого кредита для «Газпрома» — вопрос нескольких дней, уверен банковский специалист. Однако сделка по приобретению «Юганскнефтегаза» в такие сроки вряд ли возможна.
«Я уверен, что ситуация с ЮКОСом будет разруливаться только после того, как будет завершено слияние «Газпрома» и «Роснефти», то есть не раньше конца года, — заявил банкир. — Там уйма подводных камней, и при всем желании на это уйдет не меньше одного-двух месяцев».
Если бы целью государства действительно было взыскание действительной или мнимой налоговой задолженности, куда проще было бы позволить ЮКОСу за этот же срок выплатить ее самостоятельно. С этой просьбой компания, как известно, несколько десятков раз обращалась к властям. То, что ответом на все эти обращения было молчание, лучше всяких заявлений свидетельствует об истинных целях государства.
Истинную цену «программного» заявления президента хорошо продемонстрировала реакция фондового рынка, вернее, ее отсутствие.
Попытка спекулянтов сыграть на очередном «позитиве» по ЮКОСу сорвалась из-за отсутствия покупателей. Акции ЮКОСа, подскочившие было до 124 рублей за штуку, быстро вернулись к первоначальнорму значению в 118 рублей и на этой отметке замерли в ожидании решения по лицензии. Инвесторы, утомленные постоянным катастрофическим расхождением между чиновным словом и делом, больше не рассматривают заявления чиновников в качестве рыночного фактора.
Даже если этот чиновник — Путин.