В среду министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Минфин включил взысканные с ЮКОСа налоги за 2000 год в объеме 35 млрд рублей в качестве доходного источника в бюджет 2005 года. По словам Кудрина, средства будут использованы для формирования профицита.
Таким образом, из слов главы Минфина следует вывод, что средства в федеральный бюджет пока не перечислены. Впрочем, по закону они и не должны были там оказаться.
Общая сумма подтвержденной судом задолженности НК ЮКОС составляет 99,4 млрд рублей (или $3,4 млрд). Из них 52,3 млрд — сумма самого долга, остальное — штрафы и пени, которые, по мнению налоговиков и суда, набежали за истекшие годы.
На данный момент весь долг, а также часть начисленных штрафов и пеней нефтяная компания погасила. Руководство ЮКОСа в конце августа объявило, что выплачены $1,7 млрд. Часть средств компания заплатила самостоятельно. Порядка 31 млрд рублей, по данным налоговиков, списаны со счетов.
Еще в августе было решено, что львиная доля выплаченных в бюджет региона налогов уйдет в Москву. Об этом договорились Алексей Кудрин и губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко.
Пресс-служба Минфина преподносит такую договоренность как «справедливое использования допналогов, поступивших в результате осуществления мер по укреплению налоговой дисциплины от НК ЮКОС». У думы Ханты-Мансийского автономного округа возражений не нашлось, и 11 августа местные депутаты утвердили соответствующее постановление.
По договоренности, 35 млрд рублей будут «в виде безвозмездных перечислений» отданы Москве «с целью формирования в федеральном бюджете на 2005 год средств на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ в связи с проводимой работой по разграничению полномочий органов власти различных уровней», заявляют в Минфине.
В бюджет округа будут зачислены 17,3 млрд руб. Впрочем, 7 млрд из этих средств, по информации Минфина «будут направлены в виде бюджетной ссуды из бюджета ХМАО в федеральный бюджет сроком на два года».
Никто из аналитиков рынка не припоминает, чтобы раньше федеральный бюджет брал срочные ссуды у регионов. И уж тем более не берется объяснить, зачем Москве занимать у ХМАО деньги, когда бюджет профицитный.
Информация о том, как будут потрачены деньги ЮКОСа, озвучена Алексеем Кудриным в ходе парламентских слушаний по бюджету 2005 года.
Присутствующих интересовало и то, как учтены в бюджете еще 120 млрд рублей, взыскание которых налоговые органы инициировали за 2001 год. По словам Алексея Кудрина, часть этих средств, которые должны поступить в федеральный бюджет, в проекте бюджета-2005 не учитывается. «Еще пока они не взысканы, еще идет спор», — пояснил министр.
«Такой инструмент Бюджетным кодексом предусмотрен. Но бюджетные ссуды даются, как правило, федеральным бюджетом на покрытие кассовых разрывов регионов. Сложно сказать, зачем это нужно Минфину, когда есть профицитный бюджет», — заявила «Газете.Ru» Антонина Ковалевская, директор по развитию
Центра фискальной политики.
Стратегия Минфина тем более непонята, что ХМАО предлагал государству забрать все деньги в госбюджет. Минфин не согласился: выбрал такой странный путь пополнения казны на 7 млрд рублей. Формально, через два года эти средства вернутся в округ, но не факт, что это случится.
«Есть шанс, что государство эти деньги когда-нибудь вернет, но не обязательно в денежной форме. Может, например, в виде долгосрочных инвестиций в регион или социальных программ, — считает финансовый аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко. — Но ссуды могут быть также переоформлены или реструктурированы на годы. Могут и вообще никогда не вернуться в регион: их можно просто списать».
Другая странность состоит в том, что выплаченные еще в августе НК ЮКОС налоги за 2000 год оказались отнесены к бюджету-2005 и к некому фонду поддержки дотационных регионов.
Лавущенко считает верной идею правительства потратить эти деньги в будущем году. «Чем дальше откладывается срок выплат, тем лучше. Снижается инфляционное даление на экономику, — пояснил он. — Инфляция будущего года рассчитана исходя из более высокого показателя ВВП, поэтому стратегия верная. Деньги пока раскладывают по фондам, но сработает это в случае, если деньги будут вложены в долгосрочные проекты, все, что связано с госбооборонзаказом или, еще лучше, внешнеэкономической деятельностью: то есть в выгодные долгосрочные инвестпроекты с окупаемостью в пять и более лет».
Поэтому те задачи, которые государство намерено решить, смущают аналитика. Решено, что за счет этих денег будут профинансированы дотационные регионы, которых в стране порядка 40. Средства пойдут на выплату зарплат бюджетникам в этих регионах, а также подготовку к зиме, функционирование и реконструкцию расположенного в них ЖКХ. То есть все деньги немедленно окажутся выброшены в экономику.
В этом случае деньги, которые государство получит ценой фактического банкротства компании, будут распылены по стране и потрачены в лучшем случае на латание бюджетных дыр, а в худшем — попросту осядут в карманах местных чиновников.
Антонина Ковалевская осторожно заметила: «Отследить движение денег можно. Система федерального канзачейства позволяет, если, конечно, они целевым образом отправляются в регионы». А вот Игорь Лавущенко не исключает, что найти, куда ушли деньги, будет невозможно.