В минувшие выходные прошли первые похороны погибших пассажиров самолетов Ту-134 (Москва--Волгоград) и Ту-154 (Москва--Сочи). В Волгограде на гражданскую панихиду по погибшим членам экипажа самолета Ту-134 собралось около пяти тыс. человек.
Прощание с восемью пилотами и бортпроводниками лайнера Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» — директором авиакомпании пилотом первого класса Юрием Баичкиным, пилотами Борисом Архиповым и Владимиром Дужаком, штурманом Николаем Доценко, бортмехаником Юрием Коробкиным, бортпроводниками Екатериной Салтыковой, Светланой Головиной и Оксаной Бобровских — проходило в здании областного Совета профсоюзов. После гражданской панихиды похоронная процессия в сопровождении сотни автобусов и легковых автомобилей направилась на центральное Дмитриевское кладбище Волгограда. На всем пути траурного кортежа люди забрасывали дорогу живыми цветами. По просьбе родных перед погребением состоялось отпевание погибших в кладбищенской церкви. Всех членов экипажа и бортпроводниц похоронили в братской могиле. В эти же дни в Волгограде проходят похороны погибших в авиакатастрофе 26 пассажиров самолета. Все расходы по организации и проведению похорон жертв авиакатастрофы взяли на себя администрации городов и районов, где жили погибшие. Согласно распоряжению губернатора области, родственникам жертв выплачены единовременные пособия по 50 тыс. рублей.
Одновременно в Сочи в минувшие выходные похоронили четырех погибших в катастрофе другого самолета — Ту-154 авиакомпании «Сибирь». В субботу родственники простились с сочинцем Саркисом Оганесяном, в воскресенье прошли похороны судьи Адлерского суда Валерия Надрага и его жены Александры, а также жительницы Хостинского района Ольги Шони.
Как сообщили в понедельник в пресс-службе авиакомпании «Сибирь», почти все тела погибших пассажиров и членов экипажа Ту-154 вывезены из аэропорта Домодедово для захоронения. Часть из них перевезли наземным транспортом в Москву и подмосковные города. Так, по данным авиакомпании, в столице в понедельник пройдут похороны 15 москвичей. Траурные церемонии состоятся на Николо-Хованском, Даниловском, Кузьминском, Ваганьковском, Пятницком, Головинском и других кладбищах города. Кроме того, сегодня прощание с жертвами катастрофы состоится в Барнауле, Иркутске, Нижнем Новгороде и Новосибирске, куда были доставлены тела погибших пассажиров самолета.
По данным авиакомпании «Сибирь», пока что не вывезены тела только троих пассажиров, которые родственники заберут сегодня. Кроме того, в авиакомпании сообщили, что в субботу из Москвы в Одессу отправлено в сопровождении родственников и коллег по работе тело командира экипажа Ту-154 Михаила Гурьева, который будет похоронен в городе Котовске. Также в субботу при содействии МИД Украины было вывезено из Ростова-на-Дону в Луганск тело гражданина Украины Сергея Шарова, летевшего рейсом Москва--Сочи. В пресс-службе отметили, что к воскресенью с места катастрофы Ту-154 выехали все родственники погибших и вывезены все опознанные тела. К настоящему моменту опознаны тела 45 пассажиров и членов экипажа, кроме одной пассажирки, предположительно С.Джебирхановой, сообщили в авиакомпании.
Стоит отметить, что ее личные данные продолжают выяснять в МВД Чечни, куда поступил запрос из спецслужб, подозревающих Джебирханову в совершении теракта. Пока установить ее место жительства и родственников так и не удалось. Как предполагают в правоохранительных органах, фамилия, написанная латиницей на авиабилете, могла по-русски звучать иначе – Жебирханова. Сейчас милиционеры проверяют все семьи Джебирхановых и Жебирхановых, живущих на территории Чеченской республики. О второй подозреваемой в совершении теракта – пассажирке самолета Ту-134 Аманты Нагаевой — уже известны некоторые данные. По неофициальной информации, 27-летняя Нагаева в последнее время торговала на рынке в Грозном. Есть сведения, что во время зачистки в селе Старые Атаги был убит ее брат, после чего боевики якобы завербовали Нагаеву в смертницы. Однако установить круг ее знакомых за последнее время пока не удалось. Фрагменты тела Нагаевой, обнаруженные среди обломков Ту-134, были отправлены в столицу для изучения на предмет обнаружения взрывчатых веществ.
Между тем на месте падения Ту-134 с воскресенья продолжают работать технические эксперты и следователи. На специально расчищенной площадке у фюзеляжа самолета, к которому в субботу была перевезена и хвостовая часть, они тщательно осматривают, описывают, нумеруют и фотографируют мелкие фрагменты лайнера, остатки личных вещей погибших и другие предметы, собранные в радиусе до 3 км от места падения лайнера. Эта работа займет еще несколько дней, сообщили в МЧС России. В дальнейшем обломки самолета будут перевезены в Москву для более детального изучения экспертами.
Кроме того, эксперты уже закончили расшифровку «черных ящиков» разбившихся Ту-134 и Ту-154. Об этом сообщил в воскресенье вечером министр транспорта России, председатель государственной комиссии по установлению причин катастроф воздушных судов Ту-154 и Ту-134 Игорь Левитин. По его словам, предварительные данные показывают, что все параметры полета и звуковая информация «получены вплоть до аварийной ситуации». Полученные данные показали, что на крейсерской высоте произошло разрушение самолетов, сообщил Левитин. Вместе с тем, он отметил, что расшифровка самописцев еще не дает окончательных выводов, поэтому «работа сейчас продолжается». Кроме того, министр сообщил, что комиссия по расследованию причин катастроф работает по основному направлению, связанному с обнаружением взрывчатки на борту самолетов.
Следователи рассматривают несколько версий того, как взрывчатка могла попасть на самолет. Поскольку бомбы сработали неодновременно, эксперты предполагают, что взрывные устройства приводили в действие вручную – соответственно, террористки беспрепятственно пронесли взрывчатку в самолет, пройдя личный досмотр в аэропорту. Это основная версия следствия. По другой версии, бомба попала на борт самолета в багаже. Согласно третьей версии, у террористок был сообщник – сотрудник аэропорта, который мог пронести устройства на борт обоих самолетов и передать террористкам уже после прохождения ими паспортного контроля.
Напомним, что в субботу эксперты обнаружили следы взрывчатки на обломках самолета Ту-134, днем ранее частицы гексогена нашли на обломках лайнера Ту-154. Фактически обе кататстрофы следователи уже считают спланированными терактами. Ожидается, что в ближайшее время уголовное дело по факту катастроф самолетов будет переквалифицировано по статье 205 УК РФ («терроризм»). Однако пока что такой информации не поступало, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры России. Напомним, что изначально дело было возбуждено по статье 263 УК РФ («преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта»).