Первое послевыборное обещание нового президента Чечни Алу Алханова сделал за него недавно назначенный представитель чеченского президента в Москве Зияд Сабсаби. Он сообщил, что Алханов в первую очередь покончит с практикой проведения в Чечне «зачисток вооруженными людьми в масках».
Следуя словам Сабсаби в сегодняшнем эфире радиостанции «Эхо Москвы», покончит Алханов не с зачистками как таковыми, а именно с той их особенностью, что зачистки проводятся в масках.
«Решение о запрете носить военным маски было принято около двух недель назад. Алу Дадашевич (Алханов –– «Газета.Ru») продолжит работу в этом направлении», –– сказал Сабсаби, сославшись на заявления правозащитников, неоднократно заявлявших, что ночью в дома к чеченцам продолжают вваливаться неизвестные вооруженные люди в масках и уводить мужчин. В общем-то, именно на правозащитников и было нацелено заявление Сабсаби (после назначения представителем Чечни в Москве этим летом Сабсаби уже говорил, что своей главной задачей считает именно создание положительного информационного образа Чечни).
Другое заявление, которое сделал вице-премьер, оказалось раскрытием почти что семейной тайны клана Кадыровых. На вопрос журналистов, есть ли у избранного президента и Рамзана Кадырова разногласия, Сабсаби такие преположения опроверг: «Я знаю ситуацию изнутри –– никаких разногласий нет». По словам Сабсаби, на следующий же день после смерти отца Рамзан Кадыров заявил о желании видеть президентом Чечни именно Алу Алханова.
«Я могу сегодня открыть небольшой секрет. После гибели президента Кадырова, 10 мая, было озвучено имя Алу Дадашевича Алханова в качестве кандидата на должность президента Чечни. Это было озвучено Рамзаном Ахмадовичем Кадыровым», –– признался Сабсаби.
Дело в том, что публично о кандидатуре будущего президента в мае и июне этого года все члены тейпа Кадырова отказывались говорить до истечения 40-дневного траура по погибшему. Любые фамилии возможных кандидатов воспринимали как оскорбление памяти погибшего президента.
Cам Рамзан Кадыров заявил «Интерфаксу», что в результатах выборов не сомневался, а результат голосования «воспринял с огромным удовлетворением». Как известно, Алу Алханов, по данным чеченского избиркома, опередил своих конкурентов с девятикратным опережением, набрав 73,9% голосов. По словам Рамзана Кадырова, к такому результату он также приложил усилия. «Я знал, что мой отец редко ошибается в оценке людей, и поэтому приложил все усилия, чтобы те, кто считал себя командой Ахмада Кадырова, оказали поддержку и Алханову на состоявшихся выборах. Мой отец знал, что этот человек никогда не проявит слабости, не проявит бессилия, не пойдет на поводу у каких бы то ни было нездоровых сил», –– заявил Рамзан Кадыров.
Большинство московских политиков, успевших прокомментировать победу Алханова, также «испытывают удовлетворение». «Я хочу поздравить этого достойного человека с избранием президентом Чечни, за которого проголосовало две трети избирателей», –– обрадовался итогам голосования коммунист Геннадий Зюганов. Правда, он тут же заявил, что на ниве борьбы с террором Алханову удача не светит. «Новый президент Чечни и его команда не смогут добиться на этом участке сколько-нибудь существенных позитивных результатов, поскольку на федеральном уровне борьба с сепаратистами и террористами ведется крайне неэффективно. Несмотря на серьезнейшие просчеты в этом деле, никто в отставку не уходит, и у меня создается впечатление, что определенные силы даже заинтересованы в сохранении такой нестабильности на Северном Кавказе на длительный срок», –– заявил Зюганов. Лидеру КПРФ вторили его оппоненты из «Единой России». «Кандидатура Алханова в качестве нового президента Чечни «оказалась приемлемой для подавляющего большинства представителей чеченского народа и для всех политических сил в России», –– заявил председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. А председатель комитета по делам ветеранов Николай Ковалев назвал «правильным выбором» голосование чеченцев, поскольку именно Алханов может «решить очень трудную и почти невыполнимую задачу –– прекращение кровопролития».
Ход и результаты выборов смутили, пожалуй, только правозащитников.
В частности, представители Московской Хельсинкской группы сделали ряд важных заявлений, в которых поставили под сомнение демократический характер выборов. «По процедуре, на первый взгляд, все демократично –– люди приходят на избирательные участки и голосуют, –– заявила сегодня председатель правозащитной организации Людмила Алексеева. –– Однако честными эти выборы назвать нельзя: серьезные кандидаты, в частности, Малик Сайдуллаев, были сняты с предвыборной дистанции. Это уже само по себе нечестно и несправедливо. А результат выборов в Чечне был заранее предсказуем». Между тем фигура победившего президента у правозащитников негативных эмоций не вызывает. «Сам Алханов никаких отрицательных эмоций не вызывает. Это человек, который всю жизнь служил в МВД, работал в Чечне и не бегал с одной стороны на другую, –– говорит Алексеева. –– Но Алханов был в подчинении у Ахмада Кадырова. И, по мнению экспертов, реально управлять ситуацией в Чечне будет сын Кадырова, Рамзан».