Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выявляла в ходе проверки 25 мая нарушения в аэропорту Домодедово с точки зрения авиационной безопасности. Об этом сообщил глава Минтранса России Игорь Левитин по итогам встречи в пятницу с премьером Михаилом Фрадковым.
«Федеральная служба выявила недостатки в самом аэропорту 25 мая с точки зрения соблюдения правил безопасности пассажирских и грузовых перевозок, после чего был составлен акт об устранении этих недостатков, закупке оборудования и необходимых средств», — сказал Левитин.
Ранее представители главных московских аэропортов – Шереметьево, Домодедово и Внуково — в один голос заявляли «Газете.Ru» о современности, надежности и совершенности их систем обеспечения пассажиропотока. Например, сотрудник службы проверки багажа аэропорта Домодедово Сергей Виноградов заявил «Газете.Ru», что пронос на борт самолетов взрывчатки практически исключен. Представитель пресс-службы управляющей аэропортом компании «Ист-Лайн» Игорь Тихомиров сказал, что в аэропорту недавно установлена система безопасности четвертого поколения, которая помогает обнаружить подозрительные предметы. Он также добавил, что оборудование и сотрудники досмотровой службы проходят обязательное освидетельствование.
Еще один представитель аэропорта подчеркнул, что на момент проверки разбившихся самолетов уже были введены усиленные меры авиационной безопасности (это было связано с вечерним взрывом на Каширском шоссе). А почему террористы (если речь идет о них) выбрали именно вечерний рейс, он затруднился ответить: «Вообще утренние и вечерние предполетные проверки проводятся с одинаковой тщательностью», — сообщил он при первом обсуждении вопроса системы безопасности аэропорта. В том же духе отвечали представители и остальных аэропортов, напирая на техническую оснащенность и спецподготовку сотрудников.
Теперь, под давлением обстоятельств, управляющие аэропортами компании начали признавать, что их система безопасности несовершенна.
Начальник пресс-службы компании «Ист-Лайн» Юлия Мазанова заявила в среду в интервью РИА «Новости», что стопроцентная проверка багажа на предмет взрывчатых веществ в аэропорту Домодедово не проводится.
«У нас технологией не предусмотрен стопроцентный досмотр багажа на предмет взрывчатых веществ», — сказала Мазанова.
Специальное оборудование есть, но оно используется выборочно. Приборы для выявления взрывчатых веществ в багаже и ручной клади пассажиров — газоанализаторы — «применяются выборочно, в зависимости от ситуации», сообщила начальник пресс-службы компании. По ее словам, решение по использованию таких средств принимают специалисты службы безопасности, прошедшие спецподготовку.
Пока в «Ист-Лайне» апеллируют к существующим нормативным актам и директивным документам. «Мы выполняем те требования, которые предусмотрены государством. Эти требования обязаны выполнять сотрудники аэропорта», — заявила Мазанова.
Отвечая на вопрос агентства о способности металлодетекторов выявлять наличие взрывоопасных веществ и устройств, приводящих их в действие, Мазанова сказала, что эти устройства могут выявить наличие огнестрельного и холодного оружия, гранаты и тому подобное, но не рассчитаны на выявление металлов незначительного веса. Начальник пресс-службы «Ист-Лайн» утверждает также, что взрывчатые вещества можно упаковать в любой бытовой предмет так, что этого не будет видно на экране. Между тем Станислав Максимов, эксперт одной из коммерческих фирм по техническим средствам, обеспечивающих комплексную безопасность объектов, считает, что даже рамка-металлодетектор может распознать взрывчатку в багаже пассажира. «Определить наличие взрывчатки, скажем, в багаже авиапассажира, можно даже при помощи обычной рамки-металлодетектора и рентгена, которыми оборудован самый захолустный аэропорт», — сказал агентству Максимов.
По его словам, гексоген сам по себе безопасен. «Для осуществления взрыва к нему должно иметься исполнительное устройство. Это устройство можно распознать как металлодетектором, так и на просвете багажа», — считает эксперт.
«Если уметь работать, то можно найти практически все. Беда в том, что люди, которые проводят досмотр, зачастую не знают, как выглядит то, что они ищут и на что им стоит обратить особое внимание. Техника-то есть, но ищет не техника, а человек», — отметил эксперт. Он уточнил, что на рентгене опытный сотрудник может выделить кристаллосодержащие части того же самого гексогена.
На рынке существуют самые разнообразные средства выявления взрывчатых веществ, как российские, так и зарубежные. Отечественные стоят порядка $7 тыс., зарубежные — вдвое дороже. Есть и различные спреи, разработанные в научно-исследовательском институте МВД, которые могут показать следы взрывчатых веществ. «Но ими, к сожалению, пользуются только после взрывов, а не до них», — отметил Максимов.
Также служба безопасности Домодедово начала собственное расследование того, почему не оказалось никаких данных на Джебирханову в учетных записях паспортного контроля. Хотя на внутренние рейсы по России пассажиры могут покупать билеты с любым документом, удостоверяющим личность, – в кассе необходимо сообщить лишь фамилию и инициалы, – серия и номер документа обязательно должны были оказаться в общей базе данных.
Вне зависимости от расследования, теперь при покупке билета даже на внутренние рейсы необходимо предъявлять российский паспорт.
Как стало известно «Газете.Ru», накануне «Ист-Лайн» провела конференцию для представителей авиакомпаний, которые прилетают в Домодедово. На конференции рассказывалось о мерах, которые примет управляющая компания для увеличения безопасности пасажиров и техники. Подробности участники собрания обнародовать отказались, однако уже понятно, что с предполетным контролем они ничего сделать не смогут. В среду вечером Владимир Путин поручил срочно внести изменения в законодательство, чтобы передать функции по безопасности и контролю, включая предполетный досмотр самолетов, в ведение МВД России. По словам Левитина, сейчас Минтранс и МВД создают рабочую группу, которая займется этим вопросом.
О том, что сотрудникам российских аэропортов теперь не доверяют не только российские власти, но и руководство других государств, может свидетельствовать статья в Washington Post. По данным газеты, власти США тайно распорядились усилить меры безопасности в отношении прилетающих из России самолетов. Как пишет газета, жители Лос-Анджелеса уже видели американские истребители, при подлете к аэропорту сопровождавшие рейс авиакомпании «Аэрофлот». Как сообщают источники издания, военные самолеты, вероятно, будут и в дальнейшем сопровождать российские авиарейсы в США.
Кроме того, сейчас американские власти обсуждают вопрос об ужесточении требований безопасности к авиаперевозчикам, летающим из Москвы в США, в частности, «Аэрофлоту» и Delta Air Lines. Такие меры могут включать дополнительный досмотр пассажиров и их багажа, а также присутствие вооруженных охранников на борту самолетов.