По данным на 18.00 27 августа:
В Тульской области на месте падения Ту-134 найдены тела всех 44 человек, находившихся на борту самолета. В Ростовской области на месте падения Ту-154 найдены тела всех 45 человек, которые находились на борту самолета, а также фрагменты тела 46-го пассажира. Таким образом, количество жертв двух авиакатастроф составило 90 человек. Эти данные «Газете.Ru» предоставили в управлениях ГО и ЧС Тульской и Ростовской областей.
Федеральная служба безопасности в пятницу признала катастрофу самолета Ту-154 терактом. Как сообщили «Газете.Ru» в Центре общественных связей ФСБ России, на обломках самолета Ту-154, следовавшего рейсом 1047 из Москвы в Сочи, уже нашли следы взрывчатки. По данным экспертов, взрывное устройство, которое, предположительно, и стало причиной гибели лайнера, было создано на основе гексогена. Пока не сообщается, на обломках какой именно части самолета эксперты обнаружили остатки взрывчатого вещества. Однако предполагается, что следы взрыва могли быть найдены в районе хвостовой части самолета. Таким образом, версия о том, что бомба была пронесена в салон кем-то из пассажиров, становится основной.
Особые подозрения у следователей вызывает личность одной из погибших пассажирок Ту-154 С. Джебирхановой. Как сообщили «Газете.Ru» в МВД Чечни, к ним уже поступил запрос из ФСБ России о личных данных Джебирхановой. Однако даже ее имя чеченским милиционерам установить пока не удалось. «Сейчас мы проверяем все паспортные столы в республике, таких семей (Джебирхановых. — «Газета.Ru») несколько, к ним поехали наши сотрудники с проверкой», — сообщили «Газете.Ru» в МВД Чечни. Однако, как предполагают в республиканском министерстве, уже сейчас с большой долей вероятности можно говорить, что Джебирханова являлась жительницей Чечни. Ожидается, что уже завтра утром будут распространены сведения, где жила С. Джебирханова и, возможно станет известно, каким образом она оказалась в Москве 24 августа. Далее следователи будут изучать ее возможную связь с чеченскими боевиками.
По некоторым данным, сейчас в службе безопасности Домодедово началось собственное расследование того, почему никаких данных на С. Джебирханову в учетных записях паспортного контроля не оказалось.
На внутренние рейсы по России пассажиры могут покупать билеты с любым документом, удостоверяющим личность, – в кассе необходимо сообщить лишь фамилию и инициалы.
И теперь — в связи с терактом — авиационные власти распорядились, что при покупке билета даже на внутренние рейсы необходимо будет предъявлять российский паспорт.
Тем временем официальный представитель ФСБ России Сергей Игнатченко уже заявил, что «в процессе оперативно-розыскных мероприятий получены данные, позволяющие определить круг лиц, возможно причастных к террористическому акту на самолете Ту-154». Подробностей того, кто подозревается, Игнатченко не сообщил.
В обломках самолета Ту-134 следов взрывчатки пока не обнаружено. Но скорее всего после официального заявления ФСБ о теракте на самолете Ту-154 спецслужбы найдут следы теракта и в обломках Ту-134. Тем более что в Чечне сейчас ищут не только родственников Джебирхановой, но и семью 27-летней Аманты Нагаевой, летевшей рейсом Москва--Волгоград на самолете Ту-134. По неофициальной информации, она родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала жить в Грозный. Как сообщили «Газете.Ru» в МВД республики, и в Грозном, и в поселке Кирова уже работают сотрудники милиции и ФСБ, проверяются родственники и связи Нагаевой. По предварительным данным, она не была замужем, жила тихо и незаметно.
Оснований для того, чтобы подозревать обеих чеченок в совершении взрывов, уже достаточно.
Тела и той, и другой были разорваны на фрагменты. Труп Джебирхановой собрали по частям на месте падения Ту-154, а останки Аманты Нагаевой были найдены как в хвостовой части Ту-134, так и на расстоянии 2,5 км от места падения самолета. Это может свидетельствовать о том, что обе они находились в центре взрыва. Более того, после катастрофы ни об одной из них не поступало никаких запросов от родственников. Наконец, обе купили билеты на самолеты в самый последний момент. Джебирханова поменяла билет с утреннего на вечерний рейс, а Нагаева приобрела билет, когда уже почти час шла регистрация на самолет.
Стоит отметить, что в то время, когда началась регистрация на оба самолета, на Каширском шоссе, по дороге в аэропорт, была взорвана на остановке бомба мощностью около 100 граммов в тротиловом эквиваленте. По мнению некоторых экспертов, этот взрыв мог носить отвлекающий характер. Кроме того, по дороге в Домодедово образовалась пробка и многие пассажиры вечерних рейсов могли опаздывать, что создало бы суматоху при регистрации.
Если выяснится, что обе чеченки причастны к совершению терактов, тогда следствию предстоит выяснить, каким образом смертницы пронесли взрывчатку в самолеты. По мнению бывшего начальника взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимира Михайлова, пронести взрывчатку на борт вполне возможно — аппаратура, которая установлена в российских аэропортах, в большинстве своем уступает по качеству зарубежным аналогам и не реагирует на мельчайшие запаховые частицы взрывчатых веществ.
Кроме того, в аэропорту Домодедово не установлены рамки на входе в здание – в настоящее время идет его реконструкция. Багаж и ручная кладь пассажиров проверяется интраскопом. Этот прибор в состоянии определить, есть ли в вещах предметы, похожие на оружие и взрывчатку. Однако для точного ответа нужен внешний осмотр. И если в аэропорту суматоха или большое количество пассажиров – все зависит от уровня профессионализма тех, кто смотрит на экран монитора.
Для того, чтобы взорвать самолет, по мнению взрывотехников, достаточно небольшого количества взрывчатки.
Как сообщил «Газете.Ru» руководитель центра «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев, для взрыва самолета хватит всего около 400 граммов тротила. По предположениям взрывотехников, самодельное взрывное устройство террористы могли пронести на борт в разобранном виде. И если аппаратура и собаки не среагировали на запах взрывчатки, то детонатор можно пронести под видом ручки или зажигалки, которые проверяют довольно редко. Затем, уже в полете, бомбу можно собрать в туалете. Если все происходило именно по этому сценарию, становится понятным, почему в салонах не было пожара, а большая часть тел оказалась не обожжена и не изуродована взрывом. Люди могли быть убиты ударной волной, а взрывом разорвало лишь тела террористок и обшивку самолета.
Стоит отметить, что пронести бомбу в самолет можно даже при современных и дорогостоящих системах контроля. По данным газеты USA Today, спустя год после терактов 11 сентября проверка безопасности аэропортов с дорогостоящей техникой показала, что в 70% случаев пассажир может беспрепятственно пронести на борт самолета взрывное устройство. За период с 30 октября 2001-го по 16 февраля 2002 года были проинспектированы 32 американских аэропорта. В целом охрана аэропортов пропускала почти каждую вторую попытку инспекторов пронести на борт самолетов оружие или взрывчатку.