Свои комментарии в компаниях объясняют тем, что сроки и условия тендера, а также стартовая цена пакета до сих пор не определенны. Версии российских компаний не совпадают с информацией из Узбекистана.
Причина в том, что правительство Узбекистана «ведет поиск сильного стратегического инвестора», которому готово предложить 51% акций, с возможным увеличением пакета до 64,2%. По крайней мере, так сказано в письме, разосланном потенциальным инвесторам гендиректором «Узбектелекома».
После приватизации, в госсобственности останется 30% акций, утверждают в компании. Консорциум финансовых и юридических консультантов по приватизации «Узбектелекома» возглавляет немецкий Commerzbank AG.
А в самом правительстве заявляют, что «сильных инвесторов» уже нашли
и объявление условий, и прием заявок на участие в международном тендере начнется уже в конце текущего года. «По вопросу реализации акций «Узбектелекома» рассмотрена тендерная документация, и после согласования с руководством республики размера стартовой цены пакета планируется объявить открытый тендер, интерес к которому проявляют российские «Голден Телеком» и «Система Телеком», Korea Telecom и израильская Solan Communication», — сообщил агентству Reuters источник в госкомимуществе (ГКИ) республики. По его словам, с представителями этих компаний ГКИ уже провело переговоры.
Российские компании отрицают свое участие в подобных встречах, но не скрывают желания приобрести данный актив.
Интерес «Голден Телекома» и его основного акционера «Альфа Групп» к узбекскому рынку телекоммуникаций объясняется тем, что этот альтернативный оператор владеет 54% акций компании «Бузтон», крупнейшего оператора корпоративных услуг связи в Узбекистане. «Система Телеком» тоже отметилась этим летом приобретением в Узбекистане: в июле крупнейший российский оператор МТС купил 74% акций компании Uzdunrobita, которой принадлежит 51% мобильного рынка страны, за $121 млн.
Аналитики отмечают, что Узбекистан — наиболее перспективный рынок в СНГ после России, Украины и Белоруссии. В этой стране очень низкий уровень телефонизации – всего 7,5%, а сотовой связью пользуется только 1,5% населения.
Но налицо и некие политические риски. Так, первая попытка продать госпакет компании, намеченная на 2002 год, оказалась неудачной. Тендер провели, но его итоги отменили, поскольку правительство не устроила цена.
Анна Бойко, директор по связям с общественностью «Системы Телеком», заявила «Газете.Ru»: «Мы неоднократно заявляли о том, что «Система Телеком» в рамках своей региональной политики внимательно следит за развитием телекоммуникационных рынков бывших стран СНГ. В том числе нас интересует ситуация с приватизацией «Узбектелекома». Но любые прогнозные комментарии на сегодняшний день считаем преждевременными». По ее словам, решение о том, будет ли одна из компаний, входящих в холдинг «Система Телеком», участвовать в тендере, будет принято только после объявления его условий.
«Голден Телеком» также заинтересован в развитии бизнеса в Узбекистане. «Голден Телекому» известно о возможной приватизации АК «Узбектелеком». Однако в настоящий момент свое участие или неучастие в этом процессе мы не комментируем», — заявил Олег Малис, старший вице-президент компании.
«Непонятно, что будет с приватизацией в Узбекистане, поэтому российские компании пока не говорят о своем решении, — отмечает Ольга Жилинская, аналитик ИК «Ренессанс Капитал». — Думаю, что в этом тендере будет участвовать еще и «Ростелеком»: эта компания интересовалась «Узбектелеком» и в ходе первого тендера, который был отменен из-за низкой цены».
«Данный вопрос не обсуждался на совете директоров», — возражает Олег Михайлов, директор департамента информационного обеспечения холдинга «Связьинвест», в который входит «Ростелеком».
Татьяна Толмачева, аналитик IKS Consulting, считает, что господин Михайлов лукавит: у «Ростелекома» большой инвестиционный бюджет для подобных приобретений.
«Узбектелеком» — отраслеобразующая компания, крупнейший игрок рынка, поэтому разумеется, «Ростелеком» заинтересован в его покупке. Стоить он может десятки, а то и сотни миллионов долларов, многое зависит от политической ситуации», — отмечает аналитик.
«Скорей всего, «Ростелеком» не будет покупать эту компанию», — полемизирует с ней аналитик ИК «Тройка Диалог» Евгений Голосной.
По мнению госпожи Жилинской, самый реальный претендент на «Узбектелеком» с российской стороны — «Альфа Групп».
В отличие от «Системы Телеком», у консорциума много свободных средств (около $3,75 млрд после сделки с British Petroleum — ТНК-BP), которые ему практически некуда девать: до приватизации государственного «Связьинвеста», намеченной на 2005 год, «Альфу», очевидно, не допустят.