Ассоциация российских банков продолжает активно бороться за стабилизацию в банковском секторе. Наиболее эффективные механизмы ведения банковского бизнеса, применяемые за рубежом, ассоциация предлагает попробовать распространить и на российский банковский рынок. Один из таких механизмов — межбанковская поддержка.
«Во многих странах в случае возникновения каких-то проблем у банка, к нему на помощь приходят другие кредитные организации», —
сказал в среду президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
В России, как он думает, тоже можно было бы попробовать разработать комплекс мер, каким образом сами участники рынка могли бы использовать стабилизационные меры. Сейчас никаких таких инструментов пока нет.
В кредитных организациях идею поддерживают, но сомневаются в ее реализации. «В России пытались уже несколько раз ввести подобный механизм в виде создания дополнительных организаций, – сказал «Газете.Ru» ведущий специалист отдела планирования Московского кредитного банка Шамиль Кашафетдинов. — Предполагалось, что эта организация аккумулировала бы в себе информацию о состоянии дел кредитных организаций и выдавала ее по необходимости. Но ничего не получилось из-за отсутствия доверия банков друг к другу».
«У нас многие банки непрозрачные, нет полной информации о реальных владельцах банка и каким образом оцениваются риски — и так далее. Поэтому вряд ли банки согласятся поддерживать друг друга в трудные моменты, выдавая кредиты. Но идея хорошая, было бы замечательно, если бы что-то подобное было введено», – подчеркнул Кашафетдинов.
В банке «Авангард» считают, что для розничных банковских услуг существенен факт появления системы страхования вкладов.
«Усложнение системы путем создания дополнительных негосударственных фондов не увеличит доверия вкладчиков к банкам.
Но создание новых фондов потребует времени, а кроме того — расходов на их содержание. Это увеличит отчисления банков, что в конечном итоге приведет к снижению доходности вкладов», – сказал зампредправления банка Валерий Торхов.
Другая идея, которую озвучил президент АРБ, — рейтинговое агентство для оценки кредитоспособности заемщиков. Сейчас АРБ ведет переговоры по этому вопросу с французской компанией по страхованию кредитных рисков, предоставлению финансовой информации и рейтингов Coface. Предполагается, что агентство будет оценивать российские компании по их запросу, что облегчит им доступ к кредитам, упростив и сделав более надежной процедуру предоставления займа как для получателей, так и для банков.
«На Западе такой институт широко распространен — когда заемщик, приходя в банк, предоставляет документ о присвоенном ему рейтинге. Coface такие рейтинги присваивает и несет определенную ответственность за них. Это функция, которая позволит банку лучше проанализировать заемщика, но в то же время это и не кредитная история», — сказал Тосунян.
Начальник отдела управления кредитных технологий Московского кредитного банка Андрей Шляков назвал идею красивой: «В развитых странах, возможно, такая система применима и работает, но в России вряд ли будет работать. Чтобы понять, кому такая система будет подходить, необходимо рассмотреть потребности в такой системе российских заемщиков на крупных, средних и мелких. Многие представители крупного бизнеса уже имеют рейтинги ведущих мировых агентств и на на их основании получают кредиты в крупных зарубежных и российских банках, поэтому им такая система просто не нужна.
Малый бизнес потенциально имеет высокие потребности в кредитовании, значит, принципиально она им интересна, но при этом и слишком дорога, так как за получение рейтинга придется платить существенные суммы.
Потенциально она интересна представителям среднего бизнеса, однако в условиях непрозрачности российского бизнеса перед кредиторами такая система не будет работать, так как солидные банки в полной мере не будут доверять рейтингу подобного агентства. Возможно, лет через пять-десять, что-то изменится».
Экономист другого банка высказал свое мнение анонимно: «Трудно представить, как это будет сделано. Непонятно, как агентство будет взаимодействовать с клиентами, как анализировать их отчетность.
Крупные клиенты у нас сами диктуют условия банкам, а мелкие этим заниматься просто не будут».