Вообще-то, считается, что главное чтение закона — второе. Если во втором чтении закон приняли, то третье — вполне формальное мероприятие.
Однако за три дня, прошедших между принятием поправок во втором и в третьем чтении, на защиту рекламы пива выступили спортсмены.
Российский футбольный союз (РФС) и Федерация хоккея России (ФХР) написали письмо в правительство, администрацию президента России, Совет федерации и Госдуму с просьбой скорректировать проект поправок к закону «О рекламе».
В письме говорится, что запрет на размещение рекламы пива на спортивных сооружениях и во время трансляций приведет к тому, что Российская Федерация не сможет проводить на своей территории крупнейшие международные соревнования.
Да и руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов не остался в стороне, заявив, что необходимо запретить рекламу нездорового образа жизни, а не пивных брэндов. По мнению руководителя агентства, необходимо четко понимать, какие деньги может потерять спорт из-за подобных ограничений.
Спортсменам есть чего бояться. Принятые поправки запрещают рекламе пива распространяться в радио- и телепрограммах с 7:00 до 22:00 часов и приближаться ближе чем на 100 метров к спортивным организациям.
Так что возможность получать спонсорскую помощь от компаний — производителей пива теперь под большим вопросом.
Компания «Балтика» уже заявила о своем намерении отказаться от спонсорства Чемпионата России по футболу.
«Мы за год поддерживаем 30–40 спортивных мероприятий, теперь все они накроются медным тазом.
Поправки означают запрет на спонсирование. Не могу озвучить, сколько мы тратим в год на спорт, но это очень большие деньги. А в Госдуме это никого не волнует, принятие поправок происходит безнаказанно, по-быстрому. Они выгодны только производителям крепкого алкоголя, судя по той публичной радости, которую они уже продемонстрировали», — заявил начальник пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин.
Вне зависимости от того, являются ли принятые поправки результатом деятельности алкогольного лобби, закон в нынешнем виде ограничивает права пивоваров гораздо сильнее, чем производителей крепкого алкоголя.
Однако первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска уверена, что подобный законопроект соответствует мировым законодательным стандартам — и не повлияет на продвижение брэндов пивоваренных компаний, а установит лишь «цивилизованные рамки» рекламы их продукции.
Госпожа Слиска, кстати, уверена и в том, что принятые Думой поправки не отразятся на трансляции спортивных мероприятий. Как это может осуществиться технически, она, правда, не прояснила.
Главные враги пива в Думе — все-таки члены «Единой России». Вице-спикер палаты от фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин, например, очень доволен им.
«Этот закон отвечает интересам нашего общества, за исключением, конечно, самих производителей пива, которых мы приравняли к производителям крепких спиртных напитков, — заявил Пехтин. – В чем-то реклама пива даже опаснее, ведь она адресована, в основном, молодежи и даже подросткам. Рекламными роликами с пивными страстями прерывались даже мультфильмы для самых маленьких телезрителей».
Но надежда на то, что закон, по крайней мере в существующем виде, не будет принят, у пивоваров остается. После Госдумы он должен быть еще одобрен Советом федерации. И в Госдуме не исключают, что сенаторы могут наложить вето на законопроект.
Несколько депутатов поддались на выступления спортсменов и считают, что пункт, который не дает возможности рекламировать пиво во время спортивных трансляций, может привести к тому, что Совет федерации наложит вето, и закон не вступит в действие в ближайшее время.
Об этом заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Тут же и представитель правительства в Думе Андрей Логинов напомнил, что не все замечания правительства были учтены, после чего Владимир Жириновский немедленно попрекнул его связями с пивным лобби.
Видимо смущенный протестами спортсменов, председатель думкома по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов заявил, что необходимо найти разумный баланс в составлении рекламы пива в телетрансляциях, чтобы спасти спорт на телевидении: «Этот вопрос заслуживает внимания хотя бы потому, что не просматриваются какие-либо серьезные альтернативы замены спонсоров. Я считаю, что никогда не поздно провести консультации в треугольнике «власть — бизнес – общество», ведь конфликт существует, и надо искать возможности его минимизации».
Если же пивоварам не повезет, и поправки одобрят и Совет федерации, и президент, то с нового года мы уже не увидим на экранах привычной рекламы пива, а юристы пивоваренных компаний отправятся в суды, защищаться от ребрэндинга.