В среду в Мосгорсуде состоялось очередное предварительное слушание по делу сотрудника службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина, обвиняемого в убийстве и покушении на убийство. Защитники Пичугина заявили ходатайство о возвращении дела в Генпрокуратуру «для устранения ряда недостатков, допущенных при составлении обвинительного заключения». Как сообщил «Газете.Ru» Георгий Каганер, в обвинительном заключении «нет ни мотива, ни конкретных данных по составу преступления». По его словам, заключение было составлено следователями со множеством нарушений статьи 220 УПК РФ. Как уже писала «Газета.Ru», по данным защитников Пичугина, трупы супругов Гориных, в организации убийства которых обвиняют Пичугина, до сих пор не найдены.
По некоторым данным, в деле нет ни орудия преступления, ни исполнителя, в виновности которого не было бы никаких сомнений. Однако Мосгорсуд, по словам Каганера, «огульно отказал нам, не предоставив никаких объяснений».
Таким образом, судья Наталья Олихвер решила не откладывать дело и рассматривать в таком виде, в каком оно есть сейчас.
Тогда представители защиты подали ходатайство об отводе судьи Натальи Олихвер. «У нас возникли сомнения в ее беспристрастности в связи с тем, как было рассмотрено предыдущее ходатайство», — заявил Георгий Каганер. Кроме того, по его словам, судья продолжала требовать с двух новых адвокатов, вступивших в дело, – Курепина и Жидкова — подписки о неразглашении государственной тайны. Как ранее заявляли «Газете.Ru» адвокаты Пичугина, изучая материалы дела, они не видели в них постановления прокуратуры о придании делу секретного статуса. То, что дело без специального постановления поступило в спецчасть Мосгорсуда, где рассматриваются «закрытые» дела, и из 34 томов восемь оказались с грифом «секретно», — не соответствует процессуальным нормам, заявили адвокаты.
«Постановления о том, что в материалах содержится государственная тайна, в деле не было», — заявила «Газете.Ru» один из адвокатов Пичугина Ксения Костромина. Однако в суде дело оказалось с грифом «секретно».
Судья Наталья Олихвер сама рассмотрела ходатайство о своем отводе и его отклонила. Отклонила она и еще одно ходатайство, поданное адвокатами, об отводе прокурора.
Следующее заседание суда состоится в четверг.
Как уже рассказывала «Газета.Ru», дело было передано в Мосгорсуд 11 июня 2004 года. Алексею Пичугину инкриминируется организация в 2002 году в Тамбове убийства супругов Сергея и Ольги Гориных. По данным следствия, Сергей Горин в 1998 году по просьбе Пичугина якобы подыскивал исполнителей акции устрашения в отношении Ольги Костиной – бывшего советника по связям с общественностью мэра Москвы. В 1998 году у дверей квартиры родителей Костиной был взрыв. Никто не пострадал. Что касается супругов Гориных, то, с тех пор как они исчезли в 2002 году, их тела не найдены.
Обвинения были предъявлены бывшему сотруднику службы безопасности в самом начале следствия (Пичугин находится в СИЗО «Лефертово» с 19 июня 2003 года). Позже к обвинению добавились еще два эпизода: покушение в ноябре 1998 года на сотрудника «Роспрома» Сергея Колесова и угрозу убийства гендиректора ООО «Кибер-клаб» (арендатора Московского Дворца молодежи) Сергея Лобикова в марте 2002 года. В организации данных преступлений, кроме того, Генпрокуратура обвиняет одного из крупнейших акционеров компании ЮКОС Леонида Невзлина.
Вместе с Пичугиным по делу о покушениях на Костину и Колесова проходит житель Тамбова Алексей Пешкун, хотя сначала он был основным свидетелем по делу об убийстве Гориных. Как считают следователи, Пешкун выступал в роли посредника, передававшего «заказы» исполнителю преступлений – Ивану Коровникову, который, по данным адвокатов, на момент исполнения заказа отбывал в тюрьме пожизненный срок за серию убийств и изнасилований. Хотя, как сообщают некоторые СМИ, Коровников на очной ставке с Алексеем Пичугиным заявил, что именно этот человек давал ему указание убить Гориных.
Попутно Пичугин является свидетелем по делу о серии покушений на управляющего нефтяной компанией East Petrolium Handels GmbH Евгения Рыбина в 1998–1999 годах. Вполне возможно, что вскоре ему могут предъявить обвинение и в этом преступлении.