Во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко встретился с председателем Государственного таможенного комитета Белоруссии Александром Шпилевским и министром финансов Николаем Корбутом. Они рассказали ему, как правительство намерено изменять белорусский Таможенный кодекс.
Оказалось, что
в проекте поправок к таможенному законодательству не содержится изменений, направленных на перспективу построения единого таможенного пространства в рамках Союзного государства России и Белоруссии.
И это несмотря на задушевное общение глав ГТК обеих стран на недавнем заседании Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.
Всего три недели назад руководитель ГТК РФ Михаил Ванин заявил, что таможенные службы России и Белоруссии готовы
не только работать в едином таможенном пространстве, но и даже к отмене таможенной административной границы.
Он подчеркнул, что сроки согласования единого таможенного тарифа могут быть очень короткими «при наличии политической воли и дальнейших директив соответствующих министерств».
Но именно ее опять и не оказалось. Исходя из пятилетнего опыта российско-белорусских переговоров о введении единой валюты и создании единого экономического пространства многие эксперты уже сделали вывод, что идея ЕЭП используется белорусскими властями в качестве приманки для того, чтобы вынудить Россию на значительные уступки в газовых вопросах и денежные компенсации.
В проекте изменений таможенного законодательства нет ничего, что предвещало бы принятие единого таможенного тарифа – шага, необходимого для создания зоны с общей таможенной границей и свободным перемещением внутри ее товаров и капиталов. Зато
законопроект предусматривает приведение некоторых норм Таможенного кодекса в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО).
В первую очередь это касается сборов за таможенное оформление. Речь идет о том, чтобы сборы за таможенное оформление были установлены в фиксированном размере безотносительно к характеристике товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Белоруссии.
Белорусский президент считает, что это будет способствовать добросовестному исполнению бюджета, поскольку такая система более прозрачна.
Эксперт Экономической экспертной группы Александра Смирнова заявила «Газете.Ru», что эти нормы действительно приближены к международным стандартам. И даже выразила сожаление, что в России пока они не введены. По мнению эксперта, такой порядок сильно снижает масштабы коррупции на границе.
Тем не менее как принятие такого порядка отразится на российско-белорусских торговых отношениях, пока сказать сложно, поскольку неизвестно, в каком размере эти сборы будут установлены. Но надеяться, что Белоруссия установит их себе в убыток ради добрососесдких отношений, оснований нет.
В то же время нельзя сказать, что Белоруссия совсем ничего не делает для унификации своего таможенного законодательства с российским. Там, где это ей выгодно, очень даже охотно делает. Например, только что там повышены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Решение объяснялось тем, что в июне 2004 года эти ставки повысились в России.
Повышение экспортных пошлин, которое произойдет в России с 1 августа, также планируется повторить и в Белоруссии. Кроме того, Белоруссия, как и Россия, ввела оформление временного ввоза в отношении всего российского автотранспорта, въезжающего в страну.