Взаимоотношения Алексея Ильича Комеча с со столичными властями напоминают роман-фельетон. Только действие его происходит не в петербургских трущобах, а в рамках бюрократической градостроительной скуки. Известный историк архитектуры и директор Государственного института искусствознания публично нудит по поводу сноса каждого исторического здания и строительства на его месте бездарного дома-карандаша. Основные его «враги» — чиновники мэрии. Он приходит на их пресс-конференции и задает неудобные вопросы, заставляя отвечающих недипломатично выходить из себя. Однако раньше все происходило по законам жанра: интеллигент требовал, взывал, протестовал и, не теряя интеллигентности, ругался, а власти чинно и методично утюжили город, изредка размениваясь на разъяснения.
Теперь мэрия решила призвать интеллигента к ответу.
Московское правительство подало на Комеча иск о защите деловой репутации. Деловую репутацию унизило интервью Алексея Ильича программе «Вести». В иске приводится фраза, нанесшая убыток московскому правительству. Комеч говорит, что Манеж – федеральный памятник архитектуры, и поэтому без согласования с Министерством культуры любое строительство на его пепелище или реконструкция будут «самовольным делом».
В беседе с корреспондентом «Парка культуры» Комеч выразил недоумение всей этой историей:
«Как цитирование закона может умалить деловую репутацию московского правительства?»
Комеч предполагает, что история эта вполне случайна. «Раздражение было. Исковое заявление было подано пятого мая. Если вы помните, это было время письма интеллигенции о московских художествах. Видимо, кто-то из соратников мэра составил иск, а Лужков в раздражении подписал».
Комеч пытался решить дело миром и послал на имя мэра другое письмо с просьбой отозвать иск. На него не ответили, а анонимный источник московского правительства сообщил «Интерфаксу», что «письмо было довольно эмоциональным» и что «исход дела может решить не Комеч, а только суд». Михаил Соломенцев, заместитель начальника департамента связи с общественностью, отказался комментировать это событие или даже изложить официальную позицию мэрии, сообщив, что она уже изложена в «Интерфаксе».
Впрочем, и кроме письма интеллигенции, которая пыталась защитить Москву от мэра, у Юрия Михайловича было много поводов злиться на Комеча.
Едва ли не первым столкновением героя с мельницами была полемика по поводу строительства храма Христа Спасителя. Тогда, в 1994-м, Комеч, часто появляясь на телевидении, называл проект «полной профанацией идеи реставрации и охраны памятников архитектуры». В докладе на расширенном заседании подкомитета по культуре Государственной думы он заявил, что воссоздание храма противоречит российскому закону об охране памятников. Обеспокоенное общество одобрительно гудело и поддакивало... Результат, теперь уже привычно, сияет в хорошую погоду золоченым куполом.
В 2003 году под руководством Комеча был издан трехтомник «Судьба культурного наследия России. XX век. Архитектура и ландшафты». «Черная книга» содержит фотографии и описания безвозвратно утраченных зданий и парков. «Красная книга» перечисляет едва живые памятники. Наконец, «белая» – спасенные здания.
Не хватает тут еще одной – о «реконструированных» постройках. Гостиница «Москва», Военторг и Манеж только самые известные из них. Мнение Алексея Комеча по поводу этих трех объектов в прессе неоднократно. Так, год назад в «Известиях» он рассматривал проект Алексея Щусева, предполагаемый теперь к возведению на месте «Москвы». Строительство это, утверждал Комеч, нарушит градостроительный ансамбль Театральной и Воскресенской площадей, создаст ненужный противовес доминанте фасада Большого театра и т.д.
«Уродование, снос и создание заново с различными вариантами застройки памятников культуры стали основным методом реставрации Москвы в последние годы. Столичные власти руководствуются принципом «нам надо», мало заботясь об интересах жителей столицы», — говорил Комеч в интервью «Время МН». «Трудно представить себе, — говорил он в другой раз, — чтобы человек, у которого есть этюд Рубенса, пожелал его стереть и нарисовать более яркими красками».
При этом Алексей Комеч возглавляет экспертный консультативный совет при мэре Москвы, отвечающий за сохранность исторического облика города. Но решения этого органа имеют не более чем рекомендательный характер. Входит он и в состав комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме.
Совсем недавно Лужков и Комеч столкнулись на весьма жарком градостроительном совете по поводу реконструкции Манежа. Комеч и исследователь творчества Бове Дмитрий Кульчинский сумели отстоять исторический вид крыши, потом Комеч замахнулся на святое – пытался помешать подземному гаражу. Но не тут-то было.
«Как вы, Алексей Ильич, думаете, можно потерять невинность дважды? Где один этаж — там и два. Манежу это не повредит», — парировал Юрий Михайлович.
Самое странное, что в результате-то все получилось так, как говорил Комеч. Безотносительно к деловой репутации реконструкция Манежа идет согласно законной процедуре. Сам Комеч говорит об этом с уверенностью. «С Манежем все в порядке. Мы работаем дружно, согласуя проект шаг за шагом. Гаража не будет, сейчас выдается задание на реставрацию, которое согласуется с Министерством культуры». От этого легальная позиция московских властей выглядит еще более сомнительной.